Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Как оказалось, окончательно освободившаяся от любых предрассудков, а вместе с ними и моральных устоев Европа еще не достигла границ безумия. 27 мая в столице Дании открылась выставка "Музей мучеников", "героями" которой стали террористы, совершавшие теракты в Брюсселе и Париже. Важен посыл выставки: убийцы представлены мучениками, погибавшими за свои "идеалы".
Выставка "Музей мучеников". Фото: Hvid Museum/ TOETT
"Нам, живущим в Дании, трудно понять, как это — умереть за свои идеалы. Врезаться в башни-близнецы, расстреливать людей в "Батаклане", взрывать себя в Брюсселе может только тот, кто верит, что это сделает мир лучше", - пишет в пресс-релизе одна из авторов выставки Ида Граруп Нильсен.
Экспозиция совмещает фотографии и личные вещи террористов с объектами, рассказывающими о других людях, которые тоже погибли, защищая свои убеждения. В их числе Сократ, Жанна д`Арк, Роза Люксембург и другие: всего 24 "мученика", живших в разное время и в разных странах. Посетителям предлагается выслушать часовой рассказ о каждом из террористов, причем с его точки зрения. Организаторы всячески отбиваются от обвинений в какой-либо симпатии к радикалам, поясняя, что их целью является "описание понятие мученика со всех возможных углов и через призму истории". По факту же это прямой экспорт разрушительной идеологии терроризма в удобном для публики "переводе" и тем самым его легализация в европейской культуре и обществе.
Прогнило что-то в Датском королевстве
Справедливости ради надо сказать, что датские политики были возмущены открытием "Музея мучеников", но сделать ничего не смогли. Министр культуры страны Бертель Хаардер счел идею безумной. "Я возмущен тем, что они поставили благородную социалистку Розу Люксембург в один ряд с террористами-смертниками", - сказал он. С ним согласилась и вице-президент датского Общества свободы прессы Катрин Винкель Хольм. Депутат парламента от Датской народной партии Алекс Арендтсен назвал содержание выставки "исламистской пропагандой", правда, не преднамеренной. Генеральное консульство РФ в Женеве прокомментировало происходящее лаконично: "В Дании проходит выставка про террористов-"мучеников". Хорошо, но что же будет дальше?"
Член правящей партии Venstre Диего Гуглиотта даже написал обращение в полицию с просьбой изучить выставку на предмет нарушения закона. По его словам, экспозиция способна спровоцировать человека присоединиться к террористам. Несмотря на его старания, полиция не нашла никаких нарушений закона со стороны организаторов выставки.
Дания, кстати, уже общепризнанно лидирует в списке самых "авангардных" европейских стран. Многим запал в душу кровавый "перформанс" двухлетней давности с пожиранием львами жирафа Мариуса в зоопарке Копенгагена, тоже ставший символом современной бездушной Европы. А в 2012 году в том же театре, где состоялась презентация "Музея мучеников", был поставлен спектакль Кристиана Лоллике, прославляющий норвежского террориста Андерса Брейвика.
Европейская бездуховность
Помимо фотографий самих главных героев музейного проекта - Фуада Мохаммеда Аггада, расстреливавшего людей в концертном зале "Батаклан" в Париже, и братьев эль-Бакрауи, устроивших взрывы в Брюсселе, посетители могут увидеть связанные с ними объекты. Например, черную кожаную перчатку — в точно такой же Ибрахим эль-Бакрауи нажал на кнопку детонатора.
Перенос бытовых предметов в контекст художественного пространства - не новый прием в современном искусстве. Вопрос в том, какими методами и с каким смыслом он осуществляется. Большим успехом пользовалась в России, Европе и США документальная фотовыставка "Вещдоки. Сирия. Украина", где помимо фотографий были представлены предметы из зон боевых действий - искореженные машины, сломанная мебель, детские игрушки. В "белом кубе" галереи эти вещи максимально ярко передавали ужас войны, сообщая зрителям, что она может оказаться намного ближе, чем кажется. Террористы-"мученики" же в Дании были помещены один контекст с уважаемыми в Европе персонажами и фактически приравнены к ним. Более того, зрителями предлагалось встать на их сторону и перестать их бояться, а сам их поступок - теракт - стал перформансом с глубоким смыслом. Есть и формально другие, но по сути идентичные, процессы в западной культуре — скандально известные карикатуры Charlie Hebdo, которые десакрализируют смерть, изображая гибель людей в ходе терактов в виде забавного комикса.
Слова автора выставки Иды Нильсен о том, как датчанам трудно понять, как это - умереть за свои идеалы, излагают суть общевропейской жизненной философии. Именно отсутствие жизненных убеждений, зияющая бездуховность толкает многих даже образованных и благополучных европейцев на путь радикального терроризма, которому просто нечего противопоставить, а сама смерть уже не сакральна и не вызывает трепета.
Опасность таких мероприятий еще и в том, что это прямой сигнал террористам, что Европа готова понять и простить террористов и снова стать их жертвой. .
Угроза для России
Казалось, что нам до Европы и какой-то маленькой выставки в Копенгагене, которую не одобряет большинство граждан и политиков. Но она говорит о самых "прогрессивных" тенденциях, а культурные институции в России во многом действуют с оглядкой на западное арт-сообщество. Речь не только об экспорте бездуховности: если терроризм помещается в художественный контекст, то возможен и обратный процесс — художники становятся террористами и начинают совершать опасные для общества действия.
Отгремела история с Pussy Riot, устроившими танцы в храме Христа Спасителя, но пришли и новые "герои" - член запрещенного в РФ "Правого сектора*" украинский режиссер Олег Сенцов, получивший 20 лет за подготовку терактов в Крыму. Защитники Сенцова пытались выдать его планы именно за художественный перформанс. Сейчас идет суд над другим художником-акционистом Петром Павленским, поджегшим двери здания ФСБ на Лубянке.
В российской действительности подобные разрушительные действия, какими бы концепциями и пресс-релизами они ни прикрывались, пресекаются, может быть, и чересчур жестко, но с учетом происходящего в Европе такие меры являются вполне оправданными. У нас не принято прощать убийц и террористов, и именно поэтому такую волну возмущения вызвал обмен Надежды Савченко, который в патриотической среде сочли "прогибом".
В сложившихся условиях главное оборонительное оружие России и преимущество перед Европой - это Традиция, которая не позволяет черное выдать за белое, даже в рамках художественного эксперимента. И именно к России как оплоту традиционных ценностей и традиционного представления о прекрасном в итоге должна потянуться Европа, чтобы выжить.
Читайте также на "Русской планете".
* Организация запрещена на территории РФ
Женщины опасаются действия властей