Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
События минувшей недели имеют все основания стать началом новой фазы в ближневосточной игре Москвы. В середине недели стратегические бомбардировщики Ту-22М3 нанесли удар по позициям и объектам ИГИЛ* (запрещенная в РФ террористическая организация) в Сирии с иранского аэродрома Хамадан. При этом российские ВКС использовали Хамадан не просто как временный аэродром, а именно как базу, что вызвало удивление в военных и политических кругах США.
Боевой вылет Ту-22М3. Кадр видео: пресс-служба и информации Минобороны РФ/ ТАСС
Ранее ВКС наносили удары по террористам преимущественно силами фронтовых бомбардировщиков Су-24, поднимавшихся с аэродрома Хмеймим в Сирии. Стратегическая авиация также принимала участие в бомбардировках, однако самолеты взлетали с базы в российском Моздоке. Размещение Ту-22М3 на территории Ирана позволяет значительно повысить эффективность ударов, так как из-за сокращения расстояния до цели самолеты получают возможность увеличить загрузку бомбами практически вдвое.
Хорошо известно, что Тегеран предельно жестко относится к возможности предоставления своей территории для проведения военных операций другими государствами. Вылеты российских бомбардировщиков с Хамадана стали первой со времен Второй мировой войны операцией иностранного государства, осуществленной с территории Ирана.
"Такого не случалось даже во времена шахского правления", - отмечает бывший американский дипломат Джон Лимберт, долгое время проработавший в Иране.
Очевидно, что столь значительный резонанс и недовольство со стороны США связаны отнюдь не с тем, что российские стратегические бомбардировщики начали наносить удары по объектам ИГИЛ с иранской территории.
В Вашингтоне не скрывали раздражения тем фактом, что Москве удалось договориться с одним из самых важных игроков в ближневосточном регионе.
Российским воздушным ударам с территории Ирана предшествовала встреча президентов Владимира Путина и Хасана Роухани в Баку, во время которой было принято принципиальное решение о развитии военного сотрудничества между странами.
Факт использования российскими ВКС иранского аэродрома стал неожиданностью для США, также имеющих определенные виды на Иран. В частности, The New York Times пишет, что вылет российских самолетов с иранской базы застал Белый дом врасплох. Можно говорить, что американские военные, несмотря на все заявления Пентагона, банально прозевали появление российско-иранского альянса.
Еще одно авторитетное американское издание, The National Post, обвиняет госсекретаря США в неспособности остановить продвижение Москвы на Ближнем Востоке, называя размещение российских самолетов на авиабазе в Иране серьезным проигрышем Керри. Чтобы исправить эту ошибку, издание предлагает срочно поссорить Тегеран и Москву, перечисляя конкретные шаги в этом направлении.
Одним словом, совместные действия России и Ирана стали новой вехой в развитии ситуации на Ближнем Востоке, и одновременно – большой головной болью для Вашингтона.
Главной целью наметившегося российско-иранского сотрудничества скорее всего является создание в регионе новой коалиции по Сирии, членами которой могут стать Москва, Тегеран и... Анкара, с которой Кремль усиленно восстанавливает отношения.
Таким образом, два ведущих игрока на ближневосточной арене, не питающие друг к другу теплых чувств, оказываются членами одного альянса, который попытается потеснить действующую в регионе западную коалицию во главе с США.
Надо сказать, что первую часть ближневосточной многоходовки Москва разыграла безупречно. Новый альянс, базирующийся на российской военной силе и стремлении его участников объединить усилия для перераспределения политического влияния в регионе, похоже, сложился. Теперь вопрос в том, насколько он будет успешным.
К сожалению, велика вероятность, что альянс просуществует недолго, поскольку цели его участников разнятся и в ряде случаев противоречат друг другу. На первом этапе, когда речь идет о наведении порядка в Сирии, скорее всего, особых противоречий между союзниками наблюдаться не будет. Возможно даже, что Анкару вынудят смириться с сохранением режима Асада. Россия же будет нужна Ирану и Турции до той поры, пока в регионе не будет снята опасность, исходящая от радикальных исламистов. В борьбе с ними российские самолеты и крылатые ракеты незаменимы.
После разгрома ИГИЛ неизбежно снова встанет вопрос, кто будет контролировать регион и под чьим "кураторством" это будет происходить. И здесь вполне можно ожидать новых трений между Турцией и Ираном, а также возвращения в игру США.
* Организация запрещена на территории РФ
Инфляционное давление на народ усиливается