Китай прикарманит украинскую "Мечту"

История с передачей Киевом Пекину самого большого в мире транспортного самолета - Ан-225 "Мрия" - со всей конструкторской и производственной документацией вызывает все больше вопросов

Нашумевшая история с передачей Украиной Китаю самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 "Мрия" (в переводе на русский - "Мечта") со всей конструкторской и производственной документацией вызывает все больше вопросов.

 Фото: Drahoslav Ramik/ Global Look

Самолет, созданный КБ Антонова для перевозки космического челнока "Буран" в годы позднего СССР, на протяжении всех последних лет рассматривался как национальная гордость Украины.

Однако некоторое время назад стало ясно, что летающая "Мрия", существующая в единственном экземпляре, а также еще один недостроенный аналогичный самолет (он готов на 70%) вместе с документацией отправятся в Поднебесную.

Об этом стало известно из сообщения китайского телеканала CCTV. После этого ГП "Антонова" пришлось разъяснять удивленным гражданам причины такого обхождения с украинской "Мечтой".

Как сообщает "РИА Новости Украина" со ссылкой на ГП "Антонов", эта компания заключила соглашение о производстве самолетов Ан-225 "Мрия" с китайской Aerospace Industry Corporation of China (AICC). Предполагается, что на первом этапе сотрудничества украинское предприятие построит и поставит в Китай второй модернизированный Ан-225.

В дальнейшем стороны намерены наладить совместное серийное производство в Китае по лицензии "Антонова". Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов.

В то же время в компании уточнили, что права интеллектуальной собственности на Ан-225 "Мрия", которыми обладает ГП "Антонов", не будут передаваться китайской стороне. Как заявил директор программы по сотрудничеству с КНР Геннадий Гарбук, документация, которая необходима для изготовления самолета, будет передаваться исключительно на основании лицензионных договоров, как это принято во всем мире. 

Однако в том, что судьба "Мрии" сложится именно таким образом, есть серьезные сомнения.

Не секрет, что китайцы всегда и везде проявляют интерес к передовым, секретным или просто уникальным образцам различной техники с целью их последующего копирования и выпуска под собственной маркой. В силу существующего устройства китайской промышленности это значительно проще и выгоднее, нежели осуществлять лицензионное производство.

По всей видимости, "Мрию" ждет тот же самый сценарий. Это подтверждается еще и тем, что основное назначение "Мрии" - перевозка "на спине" космического челнока. В остальном ее широкое применение в народном хозяйстве или военной области бессмысленно.

После закрытия программ "Спейс-шаттл" и "Буран" сама целесообразность подобного самолета остается под вопросом. Хотя это не исключает возможности использования уже существующего самолета для разовых уникальных транспортных операций.

Одна из таких была осуществлена "Мрией" совсем недавно. Тогда украинский суперсамолет доставил из Украины в Австралию многотонный генератор. Однако производить такие уникальные самолеты серийно в настоящее время совершенно не имеет смысла.

"Насколько я могу судить, строить "Мрию" в прежнем техническом лице нецелесообразно, а то и вовсе невозможно, - считает эксперт в области авиации, руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Начнем с того, что ряд поставщиков комплектующих изделий для Ан-225 просто прекратил свое существование. Так, например, российские компании, которые поставляли оборудование для "Мрии", в ряде случаев не могут быть заменены иностранными производителями".

Это приведет к тому, что для возобновления производства Ан-225, пусть даже и в Китае и на его деньги, потребуется перепроектирование отдельных систем, включая систему управления самолетом, а также все пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование.

"На мой взгляд, для китайской стороны может представлять интерес документация для решения нескольких задач: поддержания летной годности того борта, который они, возможно, достроят; для возможной незначительной модернизации этого самолета; для изучения опыта в проектировании отдельных узлов и элементов", - заявил Олег Пантелеев.

Выбор читателей