Торговые центры увлеклись развлечениями

Опустевшие торговые площади девелоперы используют для расширения зеленых зон отдыха и территорий питания. Здесь появляются и творческие мастер-классы на любой вкус - от игры на гитаре и танцев до единоборств и бильярда

За последний год торговые центры потеряли до трети арендаторов. Комплексы, открывшиеся с 2014 г., нередко имеют до 70% пустых площадей. Системы подсчета посетителей весь год фиксировали стагнацию покупательского трафика в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ). Даже в таком мегаполисе, как Екатеринбург, индекс подсчета показал падение на 20% относительно 2015 года. Также эксперты констатируют сокращение времени посещения ТРЦ на 40% и общее падение продаж. Это привело к тому, что девелоперы еще больше сделали ставку на зоны отдыха и начали "скрещивать" их с зонами питания.

Семейная олимпиада "Сегвей-дни" в ТРЦ "Вэйпарк". Фото: сайт ТРЦ "Вэйпарк"

К основным трендам 2016 г. эксперты относят расширение развлекательной зоны в комплексах, в том числе за счет уличной территории вокруг ТРЦ. Например, в Екатеринбурге запустили колесо обозрения на территории в 7 га одного из ТРЦ. Девелоперы всерьез взялись за разработку концепции "Семейный парк". Московский "Вэйпарк" запустил у себя "во дворе" горнолыжный склон и аэротрубу для катания. В 2017 г. продолжится тенденция развития уличных зон развлечения вокруг торгового центра. Территории станут местами празднования городских, национальных и прочих праздников. Причем не только летом, но и зимой. Все чаще эти территории будут использовать для спортивных мероприятий. Можно прогнозировать в 2017-2018 гг. развитие парков культуры от ТРЦ, которые начнут конкурировать с городскими парками.

В следующем году посетителям будут предлагать больше различных мастер-классов, спортивных мероприятий, квестов и кружков для детей и взрослых. Можно сказать, что сейчас время посетителя. Ради того, чтобы он пришел всей семьей и остался на весь выходной день, владельцы торговых центров увеличивают число игровых мероприятий с вручением абонементов в кинотеатры, призовых скидок в магазины и рестораны. Сокращение числа арендаторов привело к тому, что девелоперы используют пустые помещения для расширения зеленых зон отдыха и зон питания.

С 2014 г. активно развивался формат lifestyle - здоровый отдых. В ТРЦ открывались фитнес-клубы, бассейны, аквапарки. Но 2015-2016 гг. показали, что посещаемость фитнеса и детских комнат крайне низкая. Поэтому в следующем году такие форматы будут урезаться. Если раньше упор на lifestyle делали "региональные" и "суперрегиональные" торговые центры площадью от 50 тыс. кв. м, то в 2017 г. это направление подхватят комплексы поменьше за счет свободных площадей. В период кризиса ситуация в ТРЦ меняется каждый год. Так, в 2015 г. на смену аквапаркам в регионах пришли океанариумы и зоопарки. В прошлом году открылись океанариумы в ТРЦ "Арена" (Барнаул), ТРЦ "РитейлПарк" (Пенза) и в других городах. Как и аквапарки, новый тренд финансировался в основном девелоперами ради конкурентного преимущества перед другими ТРЦ города. В 2017 г. столь дорогостоящие проекты, как океанариумы, уже не будут запускаться при открытии новых комплексов. Зато будут приходить новые арендаторы с необычными форматами развлечений. Помимо бума на квест-румы в 2016 г., в следующем году посетителям стоит ожидать рост числа батутных и веревочных парков, скалодромов, мини-зоопарков.

Все больше нетривиальных точек питания открывается в крупных городах. Например, ресторан-магазин натуральных продуктов от фермеров LavkaLavka, "ОбедБуфет" и другие. Икеевские торговые центры "Мега" решили объединить форматы питания и развлечения. Теперь посетители смогут за столом смотреть концерты, выставки, участвовать в мастер-классах, лекциях. Одним из вариантов заполнения площадей в региональных ТРЦ могли стать арендаторы с учебными программами и тренингами. Но потенциальные участники отказываются от подобных предложений в связи с шумной атмосферой, выбирая бизнес-центры.

В то же время увеличивается число творческих мастер-классов: игра на гитаре, танцы, обучение дефилированию, пению, рисованию, единоборствам, бильярду. Например, иркутский ТРЦ "СИЛЬВЕРмолл" активно развивает мастер-классы с привлечением ведущих экспертов города: "тренировка в домашних условиях" по бодибилдингу, уроки по игре в бильярд от экспертов иркутского бильярдного клуба. "Тюмень Сити Молл" запустится в конце ноября 2016 г. и предоставит посетителям отдых в бассейне и на катке. Все чаще девелоперы стали привлекать арендаторов из спортивных видов развлечений - страйкбол-лазертаг, роллердром. Например, рязанский ТРЦ "М5 Молл" открыл роллердром, где катаются дети вместе с родителями. Но активного развития экстремального отдыха мы пока не видим. Например, скалодромы в основном открыты в тематических торговых центрах - московских ТРЦ "СпортEX" и ТЦ "Экстрим". Для развития таких форматов необходимо проводить активную PR-компанию, популяризируя спорт и мужество. Возможно, в 2017 г. этот формат получит второе дыхание в региональных ТРЦ.

Продолжают запускаться уникальные форматы обучающих развлечений - "Город детских профессий". В середине апреля открылся очередной "КидБург" в московском ТРЦ "Ривьера" площадью 3,5 тыс. кв. метров. Новый проект отличается от предыдущих. В нем созданы целые кварталы, посвященные одной профессии. Например, мультизона стройки или больницы. Для юных археологов воссоздали древний Херсонес. В последние годы торговые комплексы много внимания уделяли игровым городам для детей в масштабах 13-20 тыс. кв. метров. Например, многофункциональный игровой центр Maza Park в Москве имеет площадь 15 тыс. кв. м Казахская сеть Happylon запустила более 6 центров в России. В поисках новизны девелоперы предлагают все более созидательный и полезный отдых как для тела, так и для ума. Можно сказать, что это тот самый случай, когда кризис - это прежде всего возможности.

Выбор читателей