Украину вновь провели с "безвизом"

Еврочиновники пообещали Киеву отменить визы к Новому году. Для этого нужно решить бюрократические вопросы и уговорить голландцев ратифицировать соглашение о евроассоциации. Против выступают влиятельные страны

До конца этого года гражданам Украины могут предоставить право безвизового посещения стран Евросоюза. А могут и не предоставить. На саммите Украина - ЕС, который состоялся в четверг в Брюсселе, никаких однозначных решений на этот счет принято не было. Стороны в очередной раз обменялись многообещающими заявлениями, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Европейцы опасаются неконтролируемой миграции с украинской территории, а потому оттягивают введение безвизового режима до последнего.

Петр Порошенко, Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер. Фото: Николай Лазаренко/ ТАСС

В октябре президент Украины Петр Порошенко пообещал, что окончательное решение об отмене виз будет принято на брюссельском саммите. После того как комитет постоянных представителей стран ЕС 17 ноября согласился на либерализацию визового режима, шансы на это заметно увеличились. Однако до решительного шага дело вновь не дошло. Высокопоставленные еврочиновники ограничились обещаниями.

На совместной пресс-конференции по итогам двусторонних переговоров глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер озвучил предполагаемые сроки принятия решения. "Украина выполнила все условия, теперь мы должны предоставить визовую либерализацию. Несмотря на трудности между странами союза и Европарламентом, мы способны решить этот вопрос до конца года", - сказал он.

Глава Евросовета Дональд Туск сообщил, что осталось утрясти некоторые формальности. По его словам, все страны ЕС сошлись во мнении, что Украина готова для отмены визового режима. В связи с этим европейским органам предстоит урегулировать внутренние нормативные вопросы. Завершение всех процедур до конца года Туск назвал реалистичным.

Впрочем, эти слова мало что значат. За последние три года Украине много раз обещали вот-вот отменить визы, но реальностью эти обещания так и не стали.

Существуют по меньшей мере два фактора, способных в очередной раз сдвинуть открытие границ. Первый - необходимость разработки и принятия механизма приостановки безвизовых режимов, над которым работает Европейская служба внешних действий. Либерализацию визового режима с Украиной и рядом других стран европейцы увязали с одновременным введением в действие инструмента, который позволит в упрощенном порядке заморозить безвизовый договор, если страна будет злоупотреблять этой привилегией. Различные европейские ведомства, кажется, уже договорились о том, кто именно будет обладать правом денонсировать безвизовое соглашение. Но сколько им еще понадобится времени для завершения работы - неизвестно.

Второй сдерживающий фактор - отказ Нидерландов ратифицировать соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Правительство страны приняло решение ветировать документ по результатам консультативного референдума, в ходе которого жители Королевства воспротивились поспешной евроинтеграции Украины. Туск и Юнкер обещают до конца года уговорить голландцев подписать соглашение, но власти страны намерены последовательно отстаивать свою позицию.

Таким образом, глобально для Киева ничего не изменилось. Реальная отмена виз по-прежнему отстоит от них на неопределенном расстоянии. Еврочиновники до последнего тянут время. Единства по вопросу дальнейшей интеграции Украины среди стран ЕС нет, что бы ни говорили по этому поводу первые лица Евросоюза. Замечания к механизму приостановления "безвиза" имеет Франция, заявляя о желании принять решение по этому вопросу после президентских выборов в 2017 году. Претензии высказывают и представители ряда других стран - Бельгии, Германии, Италии. Европейцев пугают экономические проблемы Украины, которые могут вызвать настоящее миграционное цунами. К тому же в стране идет война, а значит, в ЕС через прозрачную границу запросто смогут проникать криминализованные элементы, вооруженные до зубов.

Тем не менее Брюссель боится проиграть россиянам "битву за Киев", а потому щедро раздает украинцам обещания о сытой и обеспеченной жизни под своим крылом. Настраивая украинцев против Москвы, ЕС превращает Незалежную в своеобразный буфер между Россией и Европой. Естественно, это делается для собственного спокойствия европейцев, а не в интересах простых украинцев. Но самим украинцам об этом не говорят.

Чтобы подогреть неприязнь к России, а себя выставить в самом выгодном свете, чиновники ЕС на саммите в Брюсселе пообещали украинцам "сохранить ключевую роль" Киева в транспортировке российского газа в Европу. Иными словами, еврочиновники дали понять, что готовы "зарубить" проект строительства "Северного потока - 2" в угоду украинцам. Впрочем, далеко не факт, что и эти слова не разойдутся с делом.

Еще одним антироссийским выпадом со стороны ЕС стало заявление о намерении продлить санкции против нашей страны до саммита в декабре. Туск пообещал Украине, что ЕС будет и дальше делать все возможное в поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности страны. "Евросоюз будет сохранять санкции в отношении России до полного выполнения Минских соглашений", - подчеркнул он.

Европейцы в этот раз были особенно щедры на подарки для Украины. Так, они пообещали Киеву выделить €160 млн на реформы госуправления, похвалили Порошенко за курс реформ и подписали с украинцами совместный меморандум о стратегическом энергетическом партнерстве. Однако чем больше комплиментов звучало в адрес Киева, тем сильнее это походило на стремление Брюсселя загладить неловкость, возникшую из-за невозможности прямо сейчас обеспечить украинцам долгожданный безвизовый режим.

Итогами форума официальная украинская власть осталась довольна, хотя ее главное желание не исполнилось. Похоже, что ЕС вновь удалось обвести украинцев вокруг пальца, но украинских чиновников такой поворот вполне устраивает: чем дольше они находятся в плену иллюзий по поводу скорого "открытия Европы", тем дальше отодвигается от них суровая необходимость заниматься реальными проблемами страны: деградировавшей экономикой, инфраструктурным коллапсом, социальными вопросами.

Выбор читателей