Алкоголь пробивает дорогу в интернет

Новая система, которая должна вытеснить нелегальные сайты, торгующие спиртными напитками, потребует больших инвестиций. А заплатят за все, в конечном счете, покупатели

Давняя мечта ретейлеров о переводе торговли спиртными напитками в онлайн близка к воплощению. Участники алкогольного рынка разработали схему продаж через интернет, которая способна удовлетворить все требования Росалкогольрегулирования (РАР). Но пока мало кто говорит о том, во сколько будет обходиться доставка.

Фото: Alexei Gyngazov/ Global Look

По новой системе купленный алкоголь будет доставляться специальными курьерами, вооруженными мобильным терминалом системы ЕГАИС и мобильной кассой. Оплатить покупку можно будет только банковской картой. Росалкогольрегулирование требует, чтобы предварительно в законодательство была внесена возможность досудебной блокировки сайтов, торгующих алкогольными напитками. В правительстве считают, что доля начала можно разрешить онлайн-продажи сухого вина и пива, а потом и всей остальной алкогольной продукции.

Замминистра экономразвития Олег Фомичев в кулуарах конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес" сообщил, что законопроект о легализации продаж алкоголя через интернет будет подготовлен в течение 2017 года. По сообщению ТАСС, над ним работают Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин.

Замминистра также подчеркнул, что сегодня торговля алкоголем в интернет идет, несмотря на то, что запрещена. "Как правило, он контрафактный и очень часто фальсифицированный, что наносит ущерб здоровью. Поэтому обсуждали вопрос внесудебной блокировки сайтов - это абсолютно правильная мера, нужно как можно быстрее эти сайты блокировать", - сказал он.

"КоммерсантЪ" попытался разобраться в схеме, предложенной участниками алкогольного рынка. Для того, чтобы начать интернет-торговлю спиртным, продавец должен оборудовать склад универсальным транспортным модулем ЕГАИС и встать на учет в Росалкогольрегулировании. Доставка спиртного будет возможна только штатными курьерами интернет-магазина, у которых будет терминал с 2D-сканером и функцией обмена данными с модулем ЕГАИС в режиме онлайн, а также мобильная касса с возможностью распечатывать QR-код, полученный из ЕГАИС.

Курьер должен будет удостовериться, что клиент старше 18 лет и что он может заплатить банковской картой. Далее курьер сканирует штрихкод акцизной марки, терминал отправляет запрос на разрешение проведения оплаты в систему ЕГАИС, проверяется акцизная марка, дата и время продажи.

При этом информация штрихкода акцизной марки сверяется дважды: при подборе товара на складе и при продаже. "В случае расхождений проводится проверка с выяснением причин для исключения возможностей подлога", - говорится в описании схемы.

По утверждению газеты, в разработке схемы принимали участие представители компаний Simple, ДП "Трейд", "Утконос", X5 Retail Group, Auchan, Metro Cash & Carry, а также отраслевых объединений, таких как Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Комитет производителей алкогольной продукции, Союз виноделов России.

По словам исполнительного директора АКОРТ Владимира Ионкина, для разработки системы создана отдельная рабочая группа. Представитель Ozon.ru называет предложенную концепцию "логичной", но при этом не исключил, что запуск такой системы потребует больших инвестиций.

Размер их пока н ясен, но, как считает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, только оборудование для курьера обойдется в 80 - 100 тыс. рублей. Сюда надо добавить стоимость лицензии, а также расходы на организацию курьерской доставки.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов полагает, что онлайн-торговля спиртным должна иметь специальный вид лицензии. "Только те производители, сайты интернет-магазинов, которые будут иметь соответствующую лицензию, должны быть участниками оборота. Все иные сайты должны подлежать внесудебной блокировке", – заявил он в интервью "Коммерсанту".

У Росалкогольрегулирования условие единственное - досудебная блокировка сайтов, торгующих алкогольной продукцией с нарушениями. "Это, возможно, одно единственное условие - это внесудебная блокировка сайтов", – сказал глава ведомства Игорь Чуян в кулуарах Московского финансового форума корреспонденту "Ведомостей".

Среди противников дистанционной торговли алкоголем - Минздрав и Роспотребнадзор. Причем Минздрав настаивает, чтобы интернет торговля спиртным была ограничена только вином и легкими спиртными напитками.

По мнению главы Минпромторга Дениса Мантурова, разницы между обычным и интернет-магазином фактически нет, поскольку нарушить ограничения можно в обоих случаях - например, продавец допустит продажу спиртного несовершеннолетним или покупатель воспользуется чужой картой.

Выбор читателей