"Уральским авиалиниям" запрещено летать в Душанбе

Таджикистан отменил рейсы авиакомпании из четырех городов РФ в ответ на приостановку полетов авиакомпании "Сомон эйр" в Россию. Разногласия чиновников двух стран вызваны региональным статусом аэропорта "Жуковский"

Таджикистан отменил рейсы российской компании "Уральские авиалинии" из четырех российских городов в ответ на приостановку полетов авиакомпании "Сомон эйр" в Россию. Ранее российский Минтранс подтвердил, что в Таджикистане так и не согласовали полеты авиакомпании "Ямал" из аэропорта "Жуковский". В пятницу, 23 декабря, в Москве пройдут экстренные переговоры по вопросам авиасообщения между двумя странами.

Фото: Leonid Faerberg/ Global Look

Запрет на полеты "Уральских авиалиний" подтвердил агентству РИА "Новости" начальник департамента гражданской авиации министерства транспорта Таджикистана Юсуф Рахмонов. "В качестве ответной меры мы закрываем четыре рейса "Уральских авиалиний", которые летали в Душанбе из Краснодара, Уфы, Челябинска и Красноярска", - сказал Рахмонов. Решение таджикских властей вступило в силу в 10:00 по московскому времени.

Сегодня же в полночь вступило в силу решение российских властей о приостановке полетов таджикской авиакомпании "Сомон Эйр" в российские регионы. При этом ее полеты в Москву и Санкт-Петербург под ограничение не попали.

"Сомон Эйр" - первая частная таджикская авиакомпания, которая базируется в аэропорту Душанбе. Кроме нее, в Россию летают самолеты национального таджикского перевозчика Tajik Air.

"Ведомости" со ссылкой на Минтранс пишут, что Россия и Таджикистан проведут сегодня переговоры по продолжению авиасообщения между странами. Представитель российского ведомства уточнил, что переговоры пройдут в Москве и будут носить очный характер, хотя ранее они велись дистанционно.

Угроза прекращения авиасообщения между двумя станами возникла из-за разногласий вокруг статуса аэропорта "Жуковский". Таджикистан считает его московским, а в России его статус определен, как региональный, принадлежащий Московской области.

Отсюда разница в толковании положений межправительственного соглашения, регулирующего авиасообщения. По нему, полеты должны осуществляться на паритетной основе. В документе установлены ограничения для двух направлений: Москва - Душанбе, по 14 рейсов в неделю для каждой из сторон, и Москва - Курган-Тюбе, по 7 рейсов в неделю для каждой из сторон. На других направлениях межправсоглашение никаких ограничений не предусматривает.

Обеим сторонам удалось укладываться в паритетные ограничения, до тех пор, пока авиакомпания "Ямал" не запросила разрешение на полеты из аэропорта "Жуковский" в Душанбе и Худжанд. Таджикская сторона, по сообщению ТАСС, в просьбе отказала, указав, что новые рейсы якобы нарушают паритет на направлении Душанбе - Москва. Российская сторона возразила, что по своему статусу "Жуковский" - это не московский аэропорт, а подмосковный. В Душанбе такое объяснение не приняли, и уже в первой декаде ноября авиасообщения между двумя странами могло прерваться.

Однако уже 8 ноября стороны сообщили о достигнутом соглашении о том, что в обмен на полеты российских компаний из Жуковского таджикская сторона получит право на дополнительные рейсы в Санкт-Петербург и Челябинск. 23 ноября рейсы в Таджикистан из Жуковского начала выполнять авиакомпания "Уральские авиалинии", однако авиакомпания "Ямал" разрешения так и не получила.

По утверждению министра транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзоды, власти страны ведут переговоры с Россией, делая все возможное, чтобы не допустить приостановки авиасообщения. "Мы ведем переговоры с авиавластями России, не думаю, что они закроют свое небо для нас из-за одного авиарейса", - приводит его слова РИА "Новости".

В Минтрансе указывают, что "попытка таджикской стороны определить статус российского аэропорта нарушает суверенитет властей России на своей территории". Отказ принять назначения российского перевозчика на воздушные линии из Жуковского в ведомстве считают "прямым нарушением" межправсоглашения о воздушном сообщении, пишет "КоммерсантЪ".

Таджикистан занимает девятое место среди стран по авиационному пассажиропотоку с Россией. В 2015 году российские авиакомпании перевезли между Россией и Таджикистаном 894 тысяч пассажиров.

Упорство таджикских властей в большей степени касается мигрантов из этой страны. По данным Минтранса, именно они формируют основную массу пассажиров на этих направлениях. Их денежные переводы из России формируют до 48% ВВП Таджикистана.

Выбор читателей