ЭРА-ГЛОНАСС защитит отечественный автопром

Чиновники решили внедрить систему тревожного оповещения в автомашины. Помимо спасения жизней пассажиров новинка может спасти отечественных производителей от рынка подержанных машин

Внедрение навигационного блока ЭРА-ГЛОНАСС во все новые машины на рынке Таможенного союза с 2017 г., напоминает "многоходовку" или невероятное стечение обстоятельств.

ЭРА-ГЛОНАСС защитит отечественный автопром
Фото: НП ГЛОНАСС 

Начнем с главного и полезного. По оценке авторов проекта из Росстандарта и Минтранса, интеграция в машину передатчика должна сократить время на оказание помощи при аварии до 30%. Датчик при ударе, раскрытии подушки, перевороте машины сразу посылает сигнал диспетчеру об аварии машины. Также приходит информация о месте нахождения машины, наличии ремней безопасности на пассажирах, скорости перед столкновением, данных автомобиля. После сигнала оператор call-центра связывается с автомобилем через устройство. Если не получает ответа, то отправляет группу из медиков, сотрудников ДПС и МЧС. ЭРА-ГЛОНАСС способен ловить любой сигнал мобильной связи, а небольшой пакет информации в 140 байт, отправляемый оператору, позволит передать даже при слабом сигнале.

Идея прекрасная, но на практике  бьет и по автопроизводителям, и автолюбителям. Согласно постановлению, с 2017 г. любая иномарка, ввезенная в Россию должна быть оснащена блоком спутниковой связи и пройти сертификацию. Если цена SOS-коробочки не вызывает тревоги - $100, то сертификация требует прохождения краш-теста автомобиля и оплаты €10 тыс. за каждый тест. То есть вы можете ввести автомобиль, а потом заплатить, чтобы вашу машину два раза размазали об тестовый стенд - передний удар, боковой и потом перевернули.

Машины, производимые в России, обязаны оснащаться системой на заводе. При этом для производителей помимо трех краш-тестов на трех автомобилях и доплатой по €10 тыс., ложатся затраты на сертификацию в размере €200 - 250 тысяч. Общая сумма издержек будет "размазываться" по всей серии модели в продаже, что скажется на конечной стоимости. Производители, включая локализованных иностранных сборщиков, обратились к Минтрансу и Росстандарту с просьбой смягчить процедуру сертификации. Руководство БМВ даже заявило о прекращении поставок кабриолетов и М3 в Россию.

Росстандарт подумал, а затем сделал "ход конем". Ведомство известило об уточнении в постановлении. Требования по оснащению ЭРА-ГЛОНАСС будут касаться только тех машин, которые получили ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) до 1 января 2017 года. С учетом действия ОТТС 36 месяцев, производители получили отсрочку на установку ЭРЫ до конца 2019 г., если ОТТС получат до 31 декабря 2016 года.

Автоконцерны развели руками, поскольку они просили сделать рынок сертификации более прозрачным и дешевым, а не отказываться от системы. Вместо этого, чиновники подарили им лазейку размером с ворота. Дело в том, что производитель давно научился вписывать в документах следующее поколение машин, как модификацию ранее сертифицированного старого поколения. Это значит, минимум три года новые машины будут поступать в продажу без нужной и полезной системы ГЛОНАСС. Спрашивается, зачем все эти сложные ходы и петли со стороны чиновников?

Злые языки поговаривают, что схема связана со снижением пошлин в 2019 г. по требованию ВТО. На подержанные машины до пяти лет ставка снизится до 15%, а намашины до трех лет с двигателем от 2,8 л.с. - до 12,5%. Но благодаря системе ЭРА-ГЛОНАСС не получится возродить рынок подержанных авто.

Напомним, что до 2012 г. Россия являлась лидером по импорту машин из Японии. Только в 2008 г. Страна восходящего солнца экспортировала в РФ 500 тыс. подержанных авто. Основными потребителями были Дальний Восток и Сибирь. После введения заградительных пошлин в 2009 г. импорт сократился. В 2011-м ввезли только 110 тыс. "японок", в 2013 - 158 тыс. машин.

По данным Автостата, продажи подержанных машин выросли на 11% за девять месяцев 2016 года. При этом реализация новых авто оставалась в минусе. В цифрах за 11 месяцев было куплено 4,75 млн б/у машин и 1,28 млн новых. Сегмент ввозимых частниками иномарок выдохся за эти годы и составил 30 тыс машин за 2016 год. Снижение пошлин в 2019 г. вновь подстегнуло бы спрос на импортируемые модели, в первую очередь - японские. За все годы они зарекомендовали себя, как надежные с минимальным числом поломок. Показателем служит цена на машины 2005 - 2009 гг. выпуска. Несмотря на возраст, такие марки, как "Тойота", не сильно падают в стоимости.

Несмотря на закрытие границ подержанным машинам, доля иномарок в России составляет 55%, а АвтоВАЗ занимает 35%. Среди продукции зарубежного автопрома по доле в общем автопарке страны, также лидируют "японки" - 40%, на втором месте "европейки" - 30%. За последние шесть лет численность европейских марок выросла за счет локализованной сборки в России, и похоже, власти не дадут второго шанса японским подержанным машинам. Правда, под удар попали и электромобили, которым правительство РФ с сентября 2016 г. ввело беспошлинный ввоз, снизив 17% до 0%.

Постановление сроком на один год должно было способствовать развитию электротранспорта в России. Впрочем, "развитие" коснулось бы только Москвы, где есть целых 60 станций зарядок. Во многих регионах они полностью отсутствуют. По данным Автостата на начало 2016 г. в стране было 647 электромобилей, большей частью в Москве и Подмосковье.

В США только за 2015 г. было продано 116 тыс. электромобилей. Система ЭРА-ГЛОНАСС может ударить и по богатому классу, который в последнее время пристрастился к "айфону на колесах" - электромобилю Tesla. При цене от $50 - 60 тыс. и высоких пошлинах, его везли как инструмент престижа. Требования же по прохождению краш-теста для сертификации, делают покупку бессмысленной. Но 22 декабря представитель марки в России господин Еремчук сообщил, что компания готова оснащать машину радаром. Tesla официально не представлена на рынке России, но имеет самую большую долю продаж в электромобилях РФ.

Для рядового автолюбителя среднего класса система ЭРА скорее польза, чем вред. Если она будет срабатывать, то может сократить число смертей на дорогах. Правда попытка журналистов из профильного издания "Авто Mail.Ru" применить ее на практике была безуспешна - они попытались вызвать оператора, когда тестировали "Ладу Весту" (машина идет с оснащением системы ЭРА), но получили ответ: "Вызов отклоняю". Попытка на другой машине вообще не дала обратной связи. Возможно, им стоило перевернуться вместе с  автомобилем перед вызовом.

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей