Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Основной проблемой малого и среднего бизнеса в России на сегодняшний день стал спрос на внутреннем рынке, который заметно упал за два года кризиса и пока не восстанавливается, посетовал федеральный уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов в ходе неформальной встречи с журналистами. При этом если в предыдущие кризисы выживанию "малышей" способствовало снижение издержек на фоне девальвации рубля, то в этот раз они, наоборот, выросли.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов. Фото: Olga Sokolova/ Russian Look
Главная причина - резкое увеличение процентной ставки ЦБ в декабре 2014 года. Она взлетела с 10,5% до 17%, почти полностью перекрыв небольшим компаниям доступ к заемным средствам, который и до этого был заметно ограничен. Дорогие кредиты не позволили им воспользоваться традиционными преимуществами дешевого рубля. Правда, с тех пор ключевая ставка пережила несколько пересмотров в сторону уменьшения, и с сентября 2016 г. составляет 10%. Ожидается, что в феврале будущего года она может быть снижена до 8%.
Сам Борис Титов ранее назвал оптимальным для бизнеса уровень ключевой ставки в 5% и предлагал установить его уже до конца текущего года. Пока же ставки по кредитам для малых и средних предприятий остаются слишком высокими.
Свою лепту внесли также рост тарифов и повышение цены импорта в структуре себестоимости. Сегодня российская экономика зависима от него сильнее, чем в 2008 году, не говоря уж о 1998-м. В результате получились своего рода "ножницы" - падение спроса в сочетании с увеличением издержек. В них попала основная часть бизнеса, работающего на внутреннем рынке, кроме сельского хозяйства и некоторых других отраслей.
"К бизнесу у нас не только в народе, но и в начальстве, и даже в правительстве отношение, как в 1990-х гг., как во многом к спекулянтам, которые зарабатывают огромные деньги за счет населения", - переживает бизнес-омбудсмен. И предлагает свое решение проблемы.
Процентная ставка и денежно-кредитная политика в целом –-одно из ключевых направлений программы "Стратегия роста", основным идеологом которой выступает Борис Титов. Ее обновленный проект был представлен на прошлой неделе. Как подчеркивает сам уполномоченный, пока это даже не концепция, а лишь структура будущей стратегии, но уже наработан большой материал по отдельным направлениям.
Кстати, первоначальный вариант программы критиковали за слишком широкий круг вопросов, который она охватывает. Говорили о недостаточной проработке документа (лоскутное "одеяло" разрозненных решений) и неравнозначности предлагаемых мер (одни вполне здравые, другие – сомнительные). Оппоненты программы также указывали на то, что исполнять все эти пункты одновременно будет более чем трудно: не хватит ресурсов. Но в модернизированном варианте количество направлений не уменьшилось, а, напротив, выросло - с 10 до 15.
"Невозможно сократить, - пояснил Борис Титов корреспонденту "Утра". - Чем дольше мы работаем, тем больше понимаем в различных аспектах. Конечно, нельзя совсем в мелочи ударяться, но развивая каждое направление, мы понимаем больше и начинаем говорить о больших вещах, а не о меньших. И тем ни менее, это все-таки программа, а не попытка объять все. Это конкретные среднесрочные меры, которые необходимо принять, чтобы экономика заработала. Причем, денег для этого много не надо. Направления мы увеличиваем, но это не означает, что мы просим под них дополнительные средства".
Что касается денежно-кредитной политики, главная идея "Стратегии роста" заключается в том, что правительство и ЦБ, как и ФРС США, должны отвечать не только за снижение инфляции, но и за рост экономики. "В США это выражается в количестве рабочих мест, мы тоже можем выразить в количестве рабочих мест, - отметил Борис Титов. - А процентная ставка - один из ключевых инструментов, который должен стимулировать рост именно долгосрочных инвестиций. Она должна быть низкой, во всем мире это так, и то, что мы держим ее высоко - глупость несусветная".
Без кредитов не бывает развития экономики, убежден бизнес-омбудсмен. Но кредиты должны быть доступными, то есть, по низким ставкам и на долгий срок. И уровень ключевой ставки в данном вопросе играет первоочередную роль.
"Нас обвиняют в том, что мы хотим залить экономику деньгами. Это совсем не так. Мы никого не хотим залить, мы хотим дать в долг деньги, которые потом вернуться, - сказал Борис Титов. - У нас сегодня нет кредита на нормальных условиях, поэтому мы предлагаем капитализировать институты развития, ввести новые формы, такие как проектное финансирование, торговое финансирование - новые инструменты для работы ЦБ. Мы предлагаем стимулировать ипотеку - реально, а не косметически, как это было. И говорим о том, что все эти меры дадут эффект".
В качестве наглядного примера он приводит сельское хозяйство. По мнению эксперта, в той положительной динамике, которую демонстрирует отрасль в последнее время, заслуга не столько антисанкций, сколько активного экономического стимулирования. Именно благодаря соответствующим программам, в том числе, по компенсации процентной ставки, а также дотациям началось развитие аграрного сектора. И хотя дотации были намного меньше, чем на Западе, тем ни менее все это сыграло роль и начало работать.
То же самое надо сделать и по другим направлениям, считает уполномоченный. И это даст огромный результат, несравнимый с теми деньгами, которые надо будет на первом этапе вложить. "Мы говорим о деньгах меньших, чем, допустим, потратил ЦБ на санацию коммерческих банков. Сейчас висит на сайте АСВ кредит, полученный от ЦБ, - 1,5 трлн рублей. Выброшенные в пропасть деньги, просто на то, чтобы заткнуть дыры в банках, из которых деньги были выведены, и их уже нет. Мы же просим меньше на развитие всей промышленности в России", - уточнил Борис Титов.
Но, по словам эксперта, для монетарных властей сегодня важнее краткосрочная социальная стабильность, а не будущее развитие экономики, которое, в том числе, выражается и в улучшении жизни людей. Главное - чтобы сегодня все было относительно спокойно, а дальше они не заглядывают.
Преступления удалось предотвратить