Оборонку и пенсионеров "порежут" ради ВВП

Команда Алексея Кудрина требует сократить бюджетные расходы на ОПК, поднять пенсионный возраст и повысить производительность труда. В противном случае инерционный путь сделает Россию беззащитной перед внешними шоками

Для ускорения экономического роста в России нужно повысить пенсионный возраст и сократить ассигнования оборонно-промышленному комплексу в пользу здравоохранения и образования. Такое предложение содержится в проекте ключевых мер и показателей для долгосрочной стратегии развития страны, над которой работает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.

Фото: сайт Центра стратегических разработок 

По сведениям "Коммерсанта", команда Кудрина 27 декабря представила кабинету министров первый пакет предложений по президентской стратегии на 2018 - 2024 гг. и правительственной стратегии до 2035 года. Эти два документа будут гармонизированы.

Согласно президентскому поручению, целью стратегии, над которой работает команда Кудрина, должно стать увеличение темпов роста ВВП до 4,3% к 2024 г. с сохранением их на уровне не ниже 3,7% до 2035 года.

Вывести траекторию развития страны на целевые показатели, по мнению ЦСР, можно только за счет повышения производительности труда. Альтернативой является привлечение в экономику до 2019 г. дополнительной рабочей силы в размере 4,5 миллионов человек, а также инвестиций в размере 40 трлн рублей. Этот вариант представляется нереализуемым.

Прирост производительности труда к 2035 г. должен составить 50-60%. Это позволит снизить зависимость экономики от внешних инвестиций. Ситуация осложняется демографическими проблемами. К 2030 г. численность трудоспособного населения снизится на 7 миллионов человек.

В связи с этим одним из ключевых предложений ЦСР является увеличение численности экономически активного населения за счет повышения пенсионного возраста с 2020 года. Это позволит вернуть численность трудоспособных граждан до уровня 88 - 90 миллионов человек к 2035 г. (максимум в новейшей истории России, зафиксированный в 2006 году).

Другим способом повышения производительности труда является поворот к высокотехнологичной экономике. Предыдущая попытка сделать это, прописанная в Стратегии-2020, провалилась: расходы на НИОКР почти не выросли, доля инновационных промпредприятий к 2014 г. увеличилась с 8,5% до 10% вместо планировавшихся 40 - 50%. Центр Кудрина предлагает делать ставку на рост производительности труда не в обрабатывающей отрасли, как того требует правительство, а в IT, связи, финансовых и бизнес-услугах, логистике и строительстве. Потенциальный вклад в рост общей производительности в этих отраслях оценивается в 6-30%. Потенциал роста производительности в обработке - всего 2%.

Еще одно предложение касается запуска "новой научной и промышленной революции". Она предполагает продолжение реформ в академической науке и реинжиниринг институтов развития ради попытки научно-инновационного рывка. Также стране потребуется административная реформа, поскольку нынешняя система госуправления изжила себя. Тут нужны личная "вовлеченность лидера" в эти реформы, знаковые кадровые назначения, "создание ощущения неизбежности и правильности изменений" и "наличие быстрых побед".

В области бюджетной политики ЦСР предложил две альтернативы. Согласно первой, налоговое перераспределение увеличится через рост ставок в 2019 г. с плавным снижением доли расходов консолидированного бюджета к 2030 г. до 34% ВВП (сейчас 37,3%). Второй вариант предполагает сохранение ставок налогов на нынешнем уровне с жесткой бюджетной консолидацией и снижением всех госрасходов к 2025 г. до 32% ВВП.

В первом случае предлагается увеличить расходы бюджета на здравоохранение (+1,4% в общих расходах), образование (+0,8%) и экологию (+0,2%). Главными объектами сокращения станут социальная политика (минус 1,4% - за счет повышения пенсионного возраста), национальная оборона и безопасность (обе - по минус 1%), общеэкономические вопросы (минус 0,6%) и ЖКХ (минус 0,4%). При втором сценарии придется урезать общеэкономические расходы на 1,6%, зато оборона и безопасность пострадают не так сильно. Тем самым в ЦСР убеждены, что для поддержки промышленного производства повышение налогов является неизбежным шагом.

В презентации ЦСР говорится об опасности инерционного пути развития. В этом случае восстановительный рост ВВП затормозится до 2,4% в год к 2024 г. и до 1,7% в год к 2035 году. Потребность в инвестициях будет гораздо острее. А любой внешний шок вроде падения цен на нефть или остановки роста китайской экономики приведет к снижению уровня жизни населения и сокращению доли РФ в мировой экономике.

Вероятно, кудринская программа встретит противодействие со стороны силового и социального блока правительства. При этом абсолютно неприемлемым для кабинета министров проект не выглядит. Пока что реакция правительства на предложения ЦСР неизвестна. Согласно плану, до окончания работы над проектом стратегии осталось два этапа. Первый - взаимоувязка, уточнение и согласование мер с министерствами и ведомствами, выяснение разногласий и их урегулирование на уровне премьер-министра до конца февраля. Второй - разработка ключевых инструментов и дорожных карт по реализации стратегии, которая должна закончиться в апреле 2017 года.

Выбор читателей