Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Инаугурация Дональда Трампа обещает стать главным событием сегодняшнего дня. Формальное по сути мероприятие привлекает повышенное внимание всего мира из-за неоднозначной личности нового американского президента. И хотя сам он уже дал понять, что не собирается смешивать праздничные мероприятия с рабочими и к непосредственному выполнению своих обязанностей намерен приступить только в понедельник, 23 января, аналитики продолжают без устали обсуждать вероятные изменения в политике США и их последствия для мировой экономики.
Фото: Chris Kleponis/ Zuma/ Global Look
Стоит отметить, что большинство экспертов как в самой стране, так и за ее пределами все-таки не склонны излишне драматизировать ситуацию, равно как и не спешат впадать в эйфорию. Это, кстати, в полной мере касается и российских экономистов, несмотря на то что на Западе Россию считают одним из главных бенефициаров предстоящих перемен в администрации Белого дома.
Некоторые очевидные реверансы в сторону Москвы, на самом деле, ни к чему Трампа не обязывают, и во главу угла он все равно будет ставить интересы собственного государства, что вполне логично и закономерно. А интересы двух крупных держав априори где-нибудь да пересекутся. Собственно, за примерами далеко ходить и не надо. Намерение нового президента оживить и увеличить национальную нефтедобычу вряд ли сильно радует российских энергетиков, особенно в условиях, когда им самими приходится производство сокращать в рамках договоренностей с ОПЕК.
Но в целом аналитики, в основном, сходятся на том, что попытки предсказать судьбу мира на основе предвыборных заявлений Трампа сродни гаданию на кофейной гуще, и никто не берет на себя смелость безапелляционно утверждать, какие именно последствия принесет возможное изменение американской политики. Тем не менее сама по себе эта неопределенность рождает беспокойство и провоцирует появление негативных прогнозов, которые содержат явные отсылки к результатам президентской выборной кампании в США, даже если об этом не говорится напрямую.
Так, в Credit Suisse допускают, что уже в ближайшие годы глобальная экономика может провалиться в новую рецессию. Об этом говорится в докладе "Перешагнуть глобализацию", сообщает RNS. По мнению аналитиков, цепочка спадов и подъемов еще не оборвалась: за последние семь лет рынки пережили около четырех рецессий, и в недалеком будущем может начаться следующее естественное снижение, полагают они. Этому способствует стремительный рост долга в Китае при низкой корпоративной марже, а также оживление экономики США.
Одновременно специалисты Credit Suisse призывают наблюдать за темпом и состоянием мировой торговли, поскольку Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), скорее всего, так и останутся лишь на бумаге, а протекционизм будет расти.
Очевидно, что оба пункта имеют явную отсылку к заявлениям Трампа, который обещал разобраться с Китаем, а также выйти из действующего соглашения НАФТА (североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой) и отказаться от ратификации двух вышеназванных международных соглашений.
Подобные намерения угрожают процессу глобализации. Однако польза этого процесса давно вызывает сомнения у многих экспертов. Они говорят о том, что в глобализации выигрывают только крупные международные корпорации, тогда как множество небольших компаний и семейных бизнесов, на которых в значительной степени базируется средний класс, рискуют разориться, не выдержав конкуренции с этими монстрами.
И недаром глава МФВ Кристин Лагард заговорила недавно о кризисе среднего класса, который переживают развитые страны. Именно этот кризис и недоверие к действующим правительствам усиливает популизм и приводит к власти таких одиозных персон, как Трамп. Так что немного здорового протекционизма, позволяющего национальным экономикам сохранять свой суверенитет и не так сильно зависеть внешних рисков, мировой торговой системе не повредит.
Что же касается Китая, серьезные проблемы у страны действительно существуют, там идет большой отток капитала. И если между Пекином и Вашингтоном начнется масштабная торговая война, КНР вполне может стать очагом нового мирового кризиса. И вот здесь, пожалуй, кроется самая большая опасность.
С одной стороны, "обещать – не значит жениться". Громкие слова, сказанные в пылу президентской гонки, вполне могут смениться более мягкой риторикой в тиши кабинетов Белого дома. Отношения Китая и США имеют длительную историю, запутаны, но слишком тесны, чтобы их можно было безболезненно разрубить одним ударом.
И у Пекина тоже достаточно рычагов, позволяющих причинить Вашингтону серьезные неприятности. Не стоит, в частности, забывать о том, что КНР является крупнейшим держателем американских казначейских облигаций. Их распродажа может обрушить доллар.
С другой стороны, к китайской теме Трамп возвращался неоднократно, в том числе в своем завершающем избирательную гонку выступлении, где озвучил планы на первые 100 дней президентства. И, в отличие от многих других обещаний одиозного политика, его заявления относительно трансформации отношений с КНР аналитики склонны воспринимать достаточно серьезно.
Преступления удалось предотвратить