Мировой средний класс обречен

Всплеск популизма в развитых странах отражает кризис среднего класса, считает глава МВФ Кристин Лагард. Экономический спад увеличивает пропасть между богатыми и бедными, выталкивая "белые воротнички" в бедноту

Развитые страны переживают кризис среднего класса, и это уже стало политической проблемой, пишет The Guardian.  Глава МВФ Кристин Лагард в ходе Давосского форума заявила, что замедление роста и повышение разрыва между очень богатыми и очень бедными сигнализирует о трудностях базового для развитых экономик среднего класса работников. Неравенство и отсутствие перспектив подпитывает растущий популизм, отметила Лагард.

Глава МВФ Кристин Лагард. Фото: Dimitrios Manis/ Global Look

Лагард заявила, что пропасть между богатыми и бедными, когда восемь миллиардеров владеют таким состоянием, которое соответствует доходам 3,6 миллиарда человек беднейшего населения, увеличивается. Рост неравенства представляет реальную опасность, а ответ на этот вызов содержится не в отказе от глобализации, считает глава МВФ. Правительства должны стимулировать экономическую активность, распределяя при этом плоды роста более равномерно.

Общественное недовольство уже воплотилось в неожиданные результаты голосования на референдумах в Великобритании и Италии, а также в избрание Дональда Трампа в качестве президента США. Все это представляет собой отход от глобализации в национализм и протекционизм. При этом, как указал Ларри Саммерс, профессор Гарвардского университета и бывший министр финансов США при Билле Клинтоне, в перспективе популистские меры в экономике еще больше ударят по бедной части среднего класса. По мнению Саммерса, обещанное Трампом снижение налогов пойдет на пользу уже сверхбогатых и даст лишь небольшое количество дополнительных рабочих мест, в то время как из-за повышения курса доллара будет потеряно еще больше рабочих мест.

Избиратели среднего класса не чувствовали, что правительства работали на них. В центре внимания власти оказались люди в развивающихся странах, мигранты, меньшинства, которые раньше страдали от дискриминации, но не люди, которые создают экономику - так Саммерс прокомментировал влияние кризиса среднего класса на результаты выборов в США и Европе.

Между тем на глобальном уровне за последние 40 лет численность среднего класса выросла с 7% до 13% трудоспособного населения. Обычно к среднему классу относят людей, чей доход составляет $10–20 в день, подчеркнула Лагард. Рост среднего класса в развивающихся экономиках, скорее всего, поставит перед правительствами этих стран те же вопросы. И, увы, спикеры Давосского форума не нашли уникального рецепта решения этой проблемы.

С российским средним классом тоже все непросто. После десятилетнего роста доходов, опережавшего рост ВВП и производительности труда, отечественный средний класс можно сравнить со сдувшимся пузырем, заявил RNS ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Владимир Мау. Тем не менее, даже при снижении текущих доходов представителям среднего класса удалось сохранить сделанные в тучные годы сбережения, считает Мау. Между тем в США средний класс в кризис фактически лишился пенсионных накоплений, вложенных в рухнувший финансовый рынок, отметил он.

По мнению экономиста, неравенство, которым так пугает общественность Кристин Лагард, не будет расти в России дальше, так как рост неравенства в условиях роста экономики сильно отличается от роста неравенства при стагнации или спаде. Рост неравенства с повышением благосостояния для всех лучше, чем отсутствие повышения благосостояния без роста неравенства, заключил Мау.

Выбор читателей