Центробанк вот-вот самозачистится

Банк России намерен оценить, насколько профессиональные качества сотрудников отвечают его задачам. Работники банка полагают, что за аттестацией последуют увольнения

В Банке России началась аттестация персонала. Первыми тестирование на профпригодность пройдут работники надзорного блока и других реформируемых департаментов. Руководство ЦБ требует от сотрудников более высокий уровень кропотливости и дотошности, другой уровень профессиональной подготовки. Сами сотрудники понимают, что после аттестации кому-то придется искать работу.

Фото: Anton Belitsky/ Global Look

О том, что в Банке России началась аттестация сотрудников газете "Ведомости" сообщил один из сотрудников банка. Предстоит проверка профессиональной квалификации тех, кто проверяет банки, их кураторов и уполномоченных представителей регулятора.

Оценка различных категорий сотрудников проводится как в центральном аппарате ЦБ, так и в территориальных учреждениях, как в дистанционной, так и в очной формах, в том числе в формате тестирований, направленных на оценку знаний предметной области и выявление приоритетных для конкретного сотрудника направлений развития профессиональных компетенций, сообщает газета со ссылкой на источник.

В российском центробанке более 51,5 тыс. человек. Среди них 1830 высокооплачиваемых специалистов и руководителей, 147 руководителей подразделений, начальников главных управлений и управляющих отделениями. Однако первыми будут проверять департаменты из направлений, где идут реформы.

Одно из таких направлений – это банковский надзор, который давно вызывает нарекания коммерческих банков. Осенью прошлого года признать необходимость глубокой перестройки всей системы надзора пришлось признать председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.

Судя по словам первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, который курирует банковский надзор, к сотрудникам департамента предъявляются высокие требования. Так, в идеале сотрудники ЦБ должны знать все о топ-менеджерах и собственниках банков – это помогает моделировать поведение людей в сложных ситуациях. Требуется другой уровень кропотливости и дотошности, другой уровень профессиональной подготовки сотрудников. Для этого надо работать с действующим штатом и искать новых специалистов на рынке, признавал первый зампред.

Однако руководители комбанков утверждают, что до идеала сотрудникам ЦБ еще далеко. Часто банкиры знают особенности регулирования лучше их. По оценке одного из банкиров, 2/3 сотрудников регулятора некомпетентны. Проверяющие не понимают суть вопросов, которые сами задают. Не редкость, когда сотрудник ЦБ плохо знает нормативные акты, неверно ими оперирует. А это говорит об уровне квалификации.

Но в последнее время ситуация меняется. По заключению руководителя банка из первой десятки, квалификация даже рядовых сотрудников ЦБ, работающих на местах, существенно выросла. По его словам, регулятор стал более активно нанимать людей из банков, которые понимают, чем занимаются.

Необходимость аттестации вызвана рядом причин. Во-первых, за последние годы сильно сократилось число банков, и регулятор больше не нуждается в большом числе проверяющих. Во-вторых, в 2013 году в структуру ЦБ, ставшего мегарегулятором, влилась комиссия по финансовым рынкам, и теперь пришло время оценить, как это выглядит с кадровой стороны. Зампред ЦБ Сергей Швецов в интервью Reuters говорил, что "план по созданию мегарегулятора пятилетний, и эффект от тех действий, которые мы предпринимаем, в значительной степени должен проявиться через 2 года. Сейчас мы в середине пути".

Кроме того, не исключено, что ЦБ просто хочет почистить свои ряды. В 2014 году ЦБ уже проводил аттестацию персонала. Тогда в регионах, где она проходила, число сотрудников сократилось примерно на 15%.

Эксперты в области управления кадрами утверждают, что оценка кадров – обязательный процесс для повышения качества персонала. Управляющий партнер "Экопси консалтинга" Павел Безручко подчеркивает, что такую процедуру надо проводить не от случая к случаю.

Консультант Hay Group Ольга Целер подчеркивает, что аттестация позволят узнать, какие сотрудники необходимы для достижения целей, стоящих перед организацией.

Закон о госслужбе обязывает ведомства раз в три года периодически проводить аттестации. Сотрудники налоговых органов проходят ее ежегодно. Однако Банк России под действие этого закона не подпадает.

Выбор читателей