Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
За последние годы услуги банков изменились неузнаваемо. Чтобы оплатить счет или перевести деньги, достаточно сотового телефона. Для более серьезных операций нужен компьютер. А сегодня в российской банковской системе идут дебаты о внедрении биометрической системы идентификации, которая позволит клиентам вообще не заходить в офисы кредитных организаций.
Фото: Jaap Arriens/ Global Look
Технические возможности для создания и внедрения такой системы уже существуют, остается лишь несколько препятствий. Одно из них - принятый в 2001 г. закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поэтому для открытия счета и первичной идентификации клиенту просто необходимо прийти в банк. Другое - склонность клиентов опасаться слишком резких изменений, когда дело идет о деньгах.
Но имеющиеся технологии уже сегодня могут позволить банкам открывать счета и проводить первичную идентификацию дистанционно, например, с помощью Skype. Желающий открыть счет связывается с банком по видеоканалу, сотрудник банка фиксирует его биометрические параметры, данные паспорта и создает биометрическую карту клиента, которая хранится в банке в зашифрованном виде. При подтверждении личности и подлинности документов клиента банк сможет открыть ему счет, подключить интернет-банк, перечислить средства. Необходимости приходить в отделение больше не будет.
Как сообщила газета "Известия", новый механизм находится в стадии межведомственного согласования, проект курирует ЦБ.
По мнению председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, инновационность разработки заключается в отказе от необходимости приходить в банк даже один раз. Сейчас биометрия уже применяется банками, но пока только при повторной проверке действующих клиентов, напомнил он.
В целом в банковской системе отношение к инновациям позитивное. В частности, руководитель направления перспективных проектов "Альфа-Банка" Михаил Эссаулов считает, что в цифровую эпоху банки должны предоставить все возможности для выбора клиентом места совершения операций: и в отделении, и онлайн.
А управляющий директор "Бинбанка" Алия Юсупова утверждает, что при наличии эталонной государственной биометрической базы первичная идентификация без посещения офиса будет работать. В частности, она позволит клиентам из любых регионов выбрать именно тот банк, который сможет обеспечить им нужный уровень сервиса. А для самих кредитных организаций это станет неплохим стимулом к улучшению качества продуктов и процессов, полагает она.
Однако есть и скептики. В частности, первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал опасается, что отказ от необходимости личной явки в отделение банка сыграет на руку мошенникам. По его мнению, онлайн-технологии пока создают слишком много рисков для безопасности граждан.
Не обращать на это внимание уже невозможно