Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Взрывы на двух станциях метро в Санкт-Петербурге могут иметь северокавказский след или быть связанными напрямую с "Исламским государством*" (запрещенная в России экстремистская организация), считают российские аналитики.
Фото: Антон Ваганов/ТАСС
Как заявил "Утру" заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев, совершенно очевидно, что речь идет о теракте.
То, что до этого момента множество терактов в России предотвращали, было большим успехом российских спецслужб, но задача эта крайне сложная и не всегда возможная, и случиться такое может в любой точке мира, подчеркнул собеседник "Утра".
При этом, отмечает эксперт, родной город президента РФ Владимира Путина – Санкт-Петербург – был выбран для атаки террористов не случайно. По всей видимости, последние стремились нанести удар побольнее и продемонстрировать беспомощность российских спецслужб в целях деморализации населения. Сенатор Озеров – как и пользователи соцсетей - озвучил мнение, что теракт был приурочен к визиту Путина в город, но также можно предположить, что Питер выбрали и потому, что осуществить нечто подобное в Москве технически сложнее, террористы искали более легкую возможность реализации своего замысла, полагает Евсеев. В то же время, как сообщается, правоохранительные органы установят, были ли меры безопасности в петербургском метро достаточными.
"Вероятнее всего, ответственность на себя возьмет "Исламское государство", которое за все берет ответственность. Но в реальности, полагаю, можно рассматривать северокавказский след, допуская, что последние события в Санкт-Петербурге являются отголоском борьбы, которую российские спецслужбы ведут с радикалами на Северном Кавказе. Либо северокавказский след, либо Сирия. Пока не очень ясно", - заявил аналитик.
Осуществить теракт могли и граждане России, а выбор станций, скорее всего, был произвольным, рассчитанным на большее количество жертв, полагает эксперт. Так или иначе, говорить о системе пока рано – хотя, по понятным причинам, меры безопасности теперь будут существенно усилены по всей стране.
В свою очередь, политолог, историк, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов согласен с тем, что предотвращение такого рода событий – крайне непростая задача. Но заказчиков этих терактов, по словам эксперта, стоит искать именно в "Исламском государстве".
Появившиеся версии криминальных разборок или "украинского следа", с точки зрения Куртова, неубедительны. "Нецеленаправленно использовать взрывчатку в криминальных разборках большого резона нет, а версия о том, что это могли совершить террористы, засланные из ближнего зарубежья (подразумевается, прежде всего, Украина), тоже выглядит сомнительно. Украина сейчас не в том положении, чтобы усугублять свой международный имидж, и так в изрядной степени подорванный. Если следствие выведет на украинский след, это будет серьезным ударом, который невыгоден киевским властям, и без того испытывающим по всем фронтам серьезные сложности. А вот версия о том, что это совершили представители каких-то радикальных исламистских организаций, вполне возможна", - заявил аналитик "Утру".
В пользу этой версии говорит сразу несколько факторов: характер совершения преступления, способ его совершения (т.е. взрыв в людном месте, в общественном транспорте при помощи взрывчатого вещества). Это было неоднократно проделано в разных государствах именно представителями радикальных исламистских организаций, напоминает аналитик.
Во-вторых, в пользу этой версии свидетельствуют данные российских и зарубежных спецслужб о том, что, терпя поражение в Сирии и Ираке, политическое командование ДАИШ уже отдало распоряжение своим адептам отправляться на свою историческую родину и готовиться там к совершению терактов. "Возможно, мы стали свидетелями реализации этих планов", - подчеркивает Куртов.
Что касается версии разборок с радикалами на Северном Кавказе, по словам эксперта, в отличие от 90-х годов и первой половины нулевых, "все-таки сейчас на российском Северном Кавказе представители подполья в подавляющем большинстве, по политической принадлежности и направленности - это сторонники именно ИГИЛ*". Возможно, исполнителями и были выходцы с Северного Кавказа, но, тем не менее, это сторонники и члены именно этой организации, а не какой-либо другой, уверен аналитик.
При этом, считает Куртов, с той же степенью вероятности теракт мог произойти не в Питере, а в российской столице: "нельзя сказать, что система обеспечения безопасности в том же самом метро в Москве на порядок выше".
Более того: вариант, что террористы доберутся теперь и до Москвы, вполне возможен. Обычно такие теракты совершаются либо синхронно, в целях усиления устрашающего эффекта, либо сразу же один за другим. "Но если этого не произойдет в течение ближайших суток, то, скорее всего, этого не произойдет вообще. Во-первых, потому, что отданы приказы об усилении охранных контртеррористических мероприятий, и террористы поостерегутся рисковать в этих условиях повторять теракты где бы то ни было – имеются в виду крупные города России", - считает эксперт.
В целом же, подытожил аналитик, бороться с подобного рода терактами достаточно сложно. "Нельзя поставить видеокамеры или полицейского на каждом углу, нельзя осуществить абсолютный тотальный контроль над всеми гражданами и в каждом видеть потенциального террориста. Реальность, к сожалению, такова, что - при всей эффективности работы государственных спецслужб – возможностей у террористов остается очень много, будь то США, Россия, Бельгия, Франция, Германия или любая другая страна", - подытожил эксперт.
* Организация запрещена на территории РФ
Армия продолжает отрабатывать по объектам противника