Советские самолеты возрождаются

Отказавшись в ближайшей перспективе от дорогостоящего проекта ПАК ФА, Россия возрождает серийное производство ракетоносцев Ту-160. А какие еще советские самолеты пригодились бы российским летчикам?

Глава Минобороны Сергей Шойгу официально объявил о возобновлении производства ракетоносцев Ту-160.

Фото: wikipedia.org

"Восстановлены уникальные технологические процессы по производству деталей из титановых сплавов, начато изготовление первоочередных агрегатов самолета", - приводит "Интерфакс" слова министра.

Понятно, что речь идет о модернизированной версии Ту-160, или "Белого лебедя", как летчики называют эту величественную машину. Бомбардировщик сохранит планер, но фактически будет новым самолетом. Ракетоносцу поставят новые двигатели, навигационную систему и современные средства радиоэлектронной борьбы.

В условиях нарастающей напряженности в мире ВКС РФ остро почувствовали недостаток в сверхзвуковых бомбардировщиках, которые могут конкурировать с американскими B1 Lancer. Изначально рассматривалась и постройка принципиально нового самолета - перспективного ПАК ДА. Но опыт США и его B2 Spirit показал, что "бомбардировщик-невидимка" - это очень дорогая игрушка, которую нужно постоянно оберегать. Американцы использовали B2 в странах, где нет современных истребителей-перехватчиков (Югославия, Афганистан), но с российскими Су-35 и МиГ-31 им может не поздоровиться. А Ту-160 в этом отношении даже более эффективен - он более живучий и скоростной. Поэтому было принято решение реанимировать "Белого лебедя".

Ту-160 повезло в том плане, что он никогда не снимался с вооружения. Другим перспективным советским самолетам повезло меньше. Учитывая, как возросла в последнее время роль авианосцев и вертолетоносцев, вполне можно было бы вернуть к жизни советские самолеты вертикального взлета и посадки. В СССР их было два - штурмовик Як-38 и истребитель Як-141. Последний сильно напоминает американский F-35 пятого поколения. Ряд экспертов даже считает, что США позаимствовали у Яка часть технологий.

Американцы давно поняли преимущества палубных самолетов, которые могут взлетать "по-вертолетному", и никогда не снимали их со счетов. Такой истребитель или штурмовик может подняться в небо с любого пятачка, даже с баржи. Кроме того, при посадке с аэрофинишером, то есть по-самолетному, летчики постоянно испытывают колоссальные физические нагрузки, что пагубно сказывается на здоровье. Вертикальная посадка, по отзывам летчиков, по сравнению с ней была соизмерима с прогулкой на велосипеде.

Злую шутку с Як-38 сыграло большое количество аварий. Из 231 выпущенного самолета было потеряно 48. Был у этой машины и другой существенный минус: Як мог взять на борт относительно небольшое для штурмовика количество ракет и бомб, а радиус действия его составлял всего около 200 километров. У того же корабельного вертолета Ка-52К - как минимум в два раза больше. Не говоря уже о более мощном вооружении.

Но самолет можно было бы модернизировать, используя уже имеющиеся наработки или построить на его базе новый штурмовик.

То же самое можно сказать и об уникальном истребителе Як-141, технологии которого американцы использовали в своих машинах вертикального взлета. Советский самолет должен был заменить Як-38 и войти в состав группы тяжелых авианесущих крейсеров. На испытаниях самолет успешно взлетал и садился на "Адмирала Горшкова".

Фото: wikipedia.org

Однако в 1991 г. из-за ошибки пилота и диспетчера самолет упал на палубу и сгорел, летчик катапультировался. Потеря прототипа стала сильным ударом по всей программе. А последующий развал СССР привел к тому, что у ВМФ РФ остался только один авианосец "Адмирал Кузнецов". Испытания Як-141 заморозили.

И это притом что летчик-испытатель Андрей Синицын установил на самолете 12 мировых рекордов по скороподъемности, максимальной нагрузке и высоте полета с грузом. Як-141 существенно превосходил своего конкурента, британского "Харриера". Тем не менее в 2003 г. проект окончательно закрыли. В ВМФ РФ отказались от машин вертикального взлета, полностью переключившись на корабельные МиГи и Су.

Но сейчас, когда Россия задумала построить второй авианосец, истребитель вертикального взлета был бы крайне актуален. Конечно, воссоздать такую машину в модернизированной версии - это не дело двух-трех лет. Но до 2025 г. вполне можно успеть.

Наконец, третий советский самолет, который пригодился бы российским ВКС, - сверхскоростной малозаметный истребитель МиГ-1.44, создававшийся в противовес американскому F-22 Raptor. Истребитель должен был разгоняться до 3180 км/ч и подниматься на высоту свыше 20 километров. В конструкции применялись "стелс-технологии". Разразившийся кризис 1991 г. похоронил самолет, который так и не взлетел.

Зато поднялась в небо его копия. Новый китайский истребитель J-20 до боли похож на МиГ-1.44. Некоторые эксперты даже считают, что в Поднебесной просто воспользовались чертежами российского самолета.

В ОКБ Микояна после закрытия проекта долго не могли оправиться, так как вложили в истребитель всю душу. Позже МиГ лишь строил самолеты на базе "двадцать девятого". А пятое поколения отдали "Сухому" и его ПАК ФА.

Выбор читателей