США испытали подлодку-робота

В кораблестроении намечается революция. Часть подводников могут отправить на берег, а моря и океаны будут бороздить субмарины с искусственным интеллектом

Вслед за беспилотными летательными аппаратами в скором времени у военных могут появиться роботизированные подводные лодки. В США приступили к океанским испытаниям субмарины Echo Voyager. В отличие от предыдущих моделей, на этот раз компания Boeing выпустила действительно большой корабль, который можно использовать не только в научных, но и военных целях.

Кадр Youtube.com

В прибрежных водах Калифорнии 15-метровая подлодка успешно погружалась под воду, выполняла задание и возвращалась в нужный квадрат, где ее ожидали взволнованные разработчики. Главное отличие Echo от того же БПЛА в том, что она действует полностью автономно, и ей нельзя управлять с берега или корабля.

Как подчеркнул менеджер проекта Лэвид Флорес, управляющая программа сама принимает решение, что делать. И в том числе, в нештатной ситуации, чтобы сохранить аппарат и завершить миссию. То есть субмарина "умнее" беспилотника, который следует заложенной программе или управляется дистанционно.

Пока на испытаниях Echo погружается лишь на несколько метров. Но в будущем лодка будет достигать серьезных глубин - более 3000 метров. Для сравнения, рабочая глубина погружения атомной подводной лодки - 400 метров, а предельная в районе 1000 метров.

На большой глубине субмарину труднее обнаружить. К тому же лодка-робот не такая шумная, как атомная или дизельная. Потому что работает на гибридной перезаряжаемой энергетической установке. Не засечь Echo и по тепловому следу, как обычно находят атомоходы.

Конечно, лодку длиной 15 метров трудно воспринимать как реальную боевую единицу. Но это только начало. И если проектом занимается такая крупная корпорация как Boeing, создание крупной необитаемой субмарины лишь вопрос времени. А когда это произойдет, неизбежен новый виток гонки вооружения.

Ведь если разместить в роботизированной лодке торпедный аппарат или ракетный комплекс, она превращается в грозное оружие. Такой субмарине не нужен кислород и пресная вода для экипажа. Без всплытия она может находиться на глубине хоть целый год.

При этом - никакого риска для жизни личного состава, потому что его на лодке попросту нет. Как рассказывают подводники, в современных субмаринах автономность ограничена продуктовой провизией и морально-психологической устойчивостью экипажа. Люди заметно устают от регенерированного воздуха. Поэтому без всплытия лодка проводит обычно 90 суток или даже меньше. Теоретически роботизированная лодка в будущем сможет находиться в плавании годами.

Кроме того, в лодке есть большой грузовой отсек, в котором можно перевозить не только аппаратуру, но и оружие или военное снаряжение для проведения спецопераций.

В то же самое время пока о стратегических или многоцелевых подводных лодках с искусственным интеллектом пока говорить рано. Это лишь начало пути. Морской поход с боевым заданием требует колоссального опыта экипажа, и никакой робот пока с этой задачей не справится. В открытом море может возникнуть колоссальное число нештатных ситуаций. Не говоря уже про морской бой, когда офицеры принимают порой нестандартные решения. Но роботизированная лодка сильно пригодилась бы для разведки, инспекции подводных кабелей, охраны портов, сбора данных о нефтяных разливах. Например, субмарина-робот была бы полезна России в Арктике.

Выбор читателей