Боевые пловцы вернулись в Сирию

Военно-морской спецназ РФ отправился к берегам Сирии для охраны кораблей. Подводные командос будут уничтожать диверсантов и заниматься разведкой побережья

ВМФ России возобновили практику применения морского спецназа для охраны кораблей в опасных водах, которая была прекращена в 80-х годах прошлого века.

Фото: GLOBAL LOOK press/Komsomolskaya Pravda

Как сообщила Lenta.ru со ссылкой на источник в силовых структурах, в сирийском порту Тартусе, где находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ (ПМТО), к охране российских кораблей приступили боевые пловцы. Задействованы все категории подводного спецназа - минеры, инженеры и разведчики.

Теперь "подводные рэмбо" защищают корабли от возможных диверсий и проводят разведку мест, где может высадиться десант противника. Такая практика в прошлом уже была. С начала 70-х годов в Тартус начала заходить специально созданная советская Средиземноморская оперативная эскадра. Тогда, в ходе непрекращающегося Арабо-израильского конфликта СССР поддерживал Египет и Сирию, а США - Израиль. В Средиземном море базировался 6-й американский флот, имеющий в своем составе авианосцы. Москва, не вступая в открытую конфронтацию с Вашингтоном, помогала арабским странам вооружением и присылала военных советников. То же самое получал Израиль от США.

Во время войны Судного дня в 1973 году состав Средиземноморской эскадры был доведен до рекордных 96 кораблей, включая 23 подлодки. Группировка была увеличена за счет сил трех флотов - Северного, Балтийского и Черноморского.

На это время приходился пик активности морского спецназа, который надежно защищал советские корабли от диверсий и лишал противника шансов провести внезапную десантную операцию.

Но уже в 80-х Тартус фактически превратился в "бензоколонку" для советских кораблей. И хотя СССР тогда стремился расширить пункт базирования, переговоры с Сирией ни к чему не привели.

Теперь можно предположить, что ПМТО, находящийся в Сирии с 1971 года, все-таки будет переоборудован в полноценную морскую базу ВМФ РФ. Еще в октябре 2015 года Россия начала углублять форватер в порту Тартуса специально для того, чтобы в него могли заходить крупные боевые корабли. А в прошлом году Россия и Сирия подписали соглашение о расширении и модернизации ПМТО, после которого в Тартусе могли находиться одновременно 11 кораблей ВМФ РФ, в том числе, оборудованных ядерными энергетическими установками. При этом Россия имеет право привозить и хранить на базе любое вооружение и боеприпасы.

Во время войны в Сирии в Тартусе вставали на рейде тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", ракетный крейсер "Москва", большие десантные корабли "Азов", "Ямал", малые ракетные корабли "Зеленый Дол", "Серпухов". С воздуха их прикрытие обеспечивает батарея зенитно-ракетного комплекса С-300.

Конечно, такие силы необходимо защитить от возможных диверсий. Крейсеры могут успешно противостоять подводным лодкам и кораблям противника, но совершенно беззащитны против пловца с аквалангом, который может незаметно прикрепить мину к корпусу корабля, а затем пустить его на дно с помощью пульта дистанционного управления или таймера.

Чтобы противостоять диверсантам, а также для проведения спецопераций и был придуман морской спецназ. В том числе, легендарная секретная часть "Холуай" Тихоокеанского флота, элементы ее подготовки в свое время позаимствовали и американские спецподразделения SEAL, и французские морские "коммандос" Hubert.

Отечественный морской спецназ ведет свою историю с конца Второй мировой войны, когда советские разведчики совершали дерзкие диверсии в тылу японцев на Дальнем Востоке. Прародителем морских спецназовцев стал дважды Герой Советского Союза Виктор Леонов, начинавший службу на Северном флоте. В 1945-м вместе с небольшим отрядом он умудрился принудить к капитуляции в корейском Вонсане три с половиной тысячи японских солдат и офицеров.

После войны отряд расформировали, но в условиях начавшейся Холодной войны советское командование начало испытывать острую потребность в разведчиках-водолазах. Поэтому в 50-х годах отряды морских спецназовцев сформировали на всех флотах и Каспийской флотилии.

Фото: GLOBAL LOOK press/Komsomolskaya Pravda

Разведчиков и диверсантов начали готовить по специальной системе: частые погружения - с аквалангом и без, бег, плавание на большие дистанции, обязательное владение холодным оружием и освоение специального "буксировщика", который позволял быстро и незаметно перемещаться под водой.

Специально для боевых пловцов разработали автоматы и пистолеты, из которых можно стрелять под водой. Сначала это был АПС, стрелявший игловидными подводными пулями. А в 2013 году российским спецназовцам раздали АДС - стрелково-гранатометные комплексы, из которых можно стрелять как подводными, так и обычными пулями для АК-74 на поверхности. Могут носить спецназовцы и оружие зарубежного производства, в этом отношении четких правил нет. Так, еще в советские времена разведчики использовали американские М-16. 

Для того, чтобы попасть в отряд, нужно было сдать своеобразный экзамен - сначала пробежать в тяжелом бронежилете 10 км и при этом уложиться в норматив, предусмотренный для бега налегке. Затем сразу же 70 раз отжаться, 15 подтянуться и выстоять в бою против трех инструкторов рукопашного боя. Если боец выдерживал, с ним продолжался разговор. Этот экзамен будущие боевые пловцы сдают до сих пор.

Выбор читателей