ПАК ФА все-таки прилетел на МАКС

Мотор российского истребителя пятого поколения до их пор находится на стендовых испытаниях. А летные запланированы только на конец этого года. Зато в перспективе Т-50 существенно превзойдет американский F-22

Российский истребитель ПАК ФА снова продемонстировал свой характерный треугольный планер на авиасалоне МАКС-2017. Засулженный летчик-исптытатель, герой России Сергей Богдан показал зрителям высшие фигуры пилотажа, в том числе знаменитую "Кобру Пугачева".

ПАК ФА. Фото: Марина Лысцева/ ТАСС 

Правда, новый двигатель самолета, который должен сменить АЛ-41Ф1, стоящий также на истребителях Су-35, пока не поступил на летные испытания. А ведь именно он делает из ПАК ФА полноценный истребитель пятого поколения.

Как сообщил "Интерфакс" со ссылкой на представителя Объединенной авиастроительной корпорации, в данный момент двигатель проходит наземные испытания, а летные начнутся в конце года.

Сроки неоднократно переносились. Так, осенью прошлого года гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявлял, что летные испытания пройдут в 2017-м. Затем в марте этого года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков сказал, что их перенесли на 2018-й. И вот очередная рокировка.

Так почему же двигатель так долго не могут поставить на новый самолет? Ведь свой первый полет с АЛ-41Ф1 самолет совершил еще в 2010 году.

Прежде всего, создать новый двигатель с нуля всегда сложно и долго. Поэтому изначально на ПАК ФА планировалось поставить АЛ-41Ф1, чтобы испытать летные характеристики самолеты и бортовую электронику. Есть и другая причина - создать двигатель истребителя пятого поколения очень дорого. Неслучайно ряд военных экспертов полагает, что в ходе военного конфликта роль F-22 и ПАК ФА будет несущественной из-за их небольшого количества.

Но в Минобороны РФ с этим не согласны и намерены закончить самолет с новым двигателем. Конечно, АЛ-41Ф1 хорош и надежен. Но несколько портит радиолокационную и инфракрасную малозаметность и буквально чуть-чуть уступает в мощности Pratt & Whitney F119, которые стоят на "конкуренте" F-22.

Поэтому ОАК поручили разработать новый двигатель "Тип 30". Его мощность должна составить около 10 500 кгс без использования форсажа и 17 500 кгс на форсаже. Такие показатели позволят достигнуть крейсерской сверхзвуковой скорости полета без использования форсажа. Благодаря этому удастся значительно сэкономить топливо и ресурс силовой установки. Возрастут и летные характеристики самолета - ПАК ФА превзойдет в мощности F-22.

По предварительным оценкам, "Тип-30" будет эффективнее АЛ-41Ф1 на 20-25%. Данные о нем засекречены, но некоторые подробности все же просочились в СМИ.

Так, стало известно, что лопатки турбины двигателя сделаны из жаропрочных композитных металлокерамических материалов. Кроме того, в "Тип-30" используется плазменная форсажная камера, которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени на больших высотах. Это позволяет запускать двигатели в стратосфере практически без кислорода. Самолет становится более "живучим". Вдобавок новый двигатель оборудуют цифровой системой управления.

Впрочем, делать окончательные выводы об эффективности "Тип-30" пока рано. Государственные испытания нового двигателя запланированы только на 2020 год. А вот с проверенным АЛ-41Ф1 самолеты уйдут в серию уже после 2018 года.

Выбор читателей