Россиян заставят жаловаться финомбудсмену

Обращение к финансовому уполномоченному по правам граждан могут сделать обязательным этапом при урегулировании споров между клиентами и финорганизациями. Это заставит банки и страховщиков чаще идти навстречу клиентам

Жителям России, у которых возникли споры с банками или страховиками, придется решать вопросы не в суде, а через финансового уполномоченного по правам граждан. Эта практика призвана приучить граждан к разрешению конфликтных ситуаций во внесудебном порядке. С подобной инициативой выступил Банк России, ее поддержали многие участники рынка.

Фото: GLOBAL LOOK press/ CHROMORANGE/ Bilderbox

Регулятор подготовил поправки в законопроект о финансовом омбудсмене, который никак не могут принять целых четыре года. Смысл создания подобного института заключается в том, что любую спорную ситуацию с поднадзорными Центробанку компаниями (банки, микрофинансовые и страховые организации) гражданин сможет урегулировать не только в суде, но и в досудебном порядке - при помощи финансового омбудсмена. И только если решение уполномоченного не удовлетворит истца, тот сможет пойти в суд.

Согласно текущей версии законопроекта, обращение к финансовому омбудсмену не является обязательным для граждан. Однако Банк России договорился с Минфином о возможности сделать этот этап в рассмотрении споров обязательным. Для граждан это не повлечет за собой дополнительных расходов, ведь обращение будет бесплатным. Работу финомбудсмена на первом этапе будет оплачивать Центробанк, а затем - сами кредитные организации.

Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута говорит о том, что гражданам нужно будет привыкнуть к новому порядку. "Поэтому должен существовать определенный разбег между моментом времени, когда присоединение к институту финансового омбудсмена становится обязательным для финансовой компании, и моментом, когда обращение к нему становится обязательным для гражданина. Это полгода-год, в зависимости от разных рынков", - приводят слова Мамуты "Известия".

На страховом рынке в части споров по ОСАГО с 2014 г. действует претензионный порядок: автовладелец до подачи судебного иска должен сначала направить претензию страховой компании. Поэтому перевести ОСАГО на новые рельсы будет проще всего: претензионный порядок просто перенесут на финомбудсмена. К тому же это лишит заработка недобросовестных автоюристов, которые берут с клиентов баснословные деньги для того, чтобы отсудить выплату по ОСАГО.

Если с принятием закона не будет проволочек, то разрешение споров по ОСАГО при помощи уполномоченного может заработать уже с первого квартала 2018 года. Затем поэтапно к 2021 г. на новый порядок переключатся остальные виды страхования, микрофинансовые организации, банки и другие финансовые организации, взаимодействующие с физлицами.

Обращаться к финомбудсмену граждане смогут через портал госуслуг и по электронной почте. Его решение будет обязательным для компаний: тем самым уполномоченный фактически приравнивается к третейскому судье. Если банк или МФО будут категорически не согласны с вердиктом, они смогут обратиться в суд в течение 30-дневного срока, передают "Ведомости".

Михаил Мамута утверждает, что обязательное участие финомбудсмена в разрешении споров серьезно разгрузит судебную систему, а кроме того - "простимулирует создание более честных и доверительных отношений между финансовыми организациями и гражданами". Банки будут финансово заинтересованы в том, чтобы чаще идти навстречу клиентам. Ведь чем больше спорных ситуаций разрешится напрямую, тем меньше будет жалоб на них финансовому омбудсмену и, соответственно, тем меньше банки должны будут отчислять на содержание этого института. К тому же у потенциальных клиентов появится еще один критерий выбора банка - по минимальному числу споров с клиентами.

В Ассоциации российских банков, при которой имеется свой финансовый обмудсмен, предложения Банка России концептуально поддержали. А вот гендиректор страховой компании МАКС Надежда Мартьянова считает, что институт может повысить финансовую нагрузку на страховщиков, поскольку вопрос финансирования омбудсмена в деталях не проработан. К тому же есть опасность, что омбудсмен будет принимать слишком осторожные решения, если ему впоследствии придется компенсировать расходы страховщикам, которые выиграли судебный спор. Тем самым у участников рынка есть резонные сомнения в том, что финомбудсмен реально упростит жизнь физлицам и компаниям, а не превратится в еще одну бюрократическую ступеньку.

Законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг был подготовлен в 2013 г. Минфином, но после прохождения первого чтения в 2014 г. его рассмотрение было приостановлено. В конце 2016-го правительство и ЦБ договорились о конфигурации нового института и подготовили поправки ко второму чтению законопроекта.

Выбор читателей