Россию захватил неубиваемый стафилококк

В нашей стране впервые обнаружены штаммы опасной бактерии, которые устойчивы к антибиотикам. Они попали к нам с Ближнего Востока и из Европы. Такие микроорганизмы могут стать настоящей "бомбой замедленного действия"

В Россию завезли новые штаммы золотистого стафилококка, которые практически неуязвимы для антибиотиков. Опасные бактерии попали в нашу страну из Европы и стран Ближнего Востока. Специалисты называют их "бомбой замедленного действия".

Фото: Olaf Heil/ Global Look

Исследованием устойчивых штаммов - так называемых супербактерий - занялись российские и японские инфекционисты. Результаты их наблюдений опубликованы в журнале Infection, Genetics and Evolution.

Супербактерии, вызывающие пристальный интерес ученых во всем мире, устойчивы к действию одного или нескольких противомикробных препаратов. В их число попадают как экзотичные возбудители инфекций, так и очень распространенные патогены - например, золотистый стафилококк или пневмококк. Их штаммы быстро мутируют и приспосабливаются к лекарствам.

Подобные бактерии в основном размножаются в больницах и на животноводческих фермах. Там сосредоточено много возбудителей инфекций и антибиотиков, что заставляет супербактерии эволюционировать и вырабатывать резистентность. Существует серьезная опасность, что патогенные бактерии могут рано или поздно выйти из-под контроля.

До последнего времени у российских ученых не было данных о том, насколько распространены в нашей стране MRSA-штаммы золотистого стафилококка, неуязвимые для действия метициллина и ряда других антибиотиков. Группа специалистов Детского научно-клинического центра инфекционных болезней в Санкт-Петербурге под руководством Владимира Гостева решила разобраться в этом вопросе.

Ученые изучили образцы стафилококка, собранные в 15 регионах России. Их брали не только в больницах, но и в магазинах, где также могут присутствовать болезнетворные микробы. Специалисты проанализировали микрофлору примерно 2 тысяч россиян. Каждый пятый оказался носителем "обычного" стафилококка, который не является особой проблемой для медиков. В то же время 13 сотрудников магазинов и 25 работников медучреждений оказались носителями MRSA-штаммов, что стало первым свидетельством их присутствия на территории России.

По словам Владимира Гостева, проведенные молекулярные исследования позволили установить, что обнаруженные штаммы стафилококка пришли в нашу страну из сектора Газа. "Пока они ничем нам не угрожают, но это бомба замедленного действия. Если пациент попадает в стационар с любой банальной инфекцией, то он может распространить такие нехорошие стафилококки", - сказал специалист.

Помимо "выходцев" из Палестины, ученые обнаружили и других потенциально опасных бактерий, устойчивых к действию цефтаролина - одного из "антибиотиков последней надежды". Оказалось, что они прибыли в Россию из Германии и других стран Центральной Европы. Как заключают ученые, появление новых генетических линий MRSA требует изменения подходов к диагностике, лечению и принятию срочных мер по сдерживанию распространения стафилококковых инфекций.

Развитие устойчивости к лекарственным средствам у бактерий, с которыми медики раньше умели справляться, является серьезной проблемой. Всемирная организация здравоохранения и власти отдельных стран разрабатывают программы по борьбе с этой угрозой. Среди первоочередных мер противодействия специалисты называют установление более жесткого контроля над назначением и применением антибиотиков, а также снижение предельно допустимой нормы использования лекарств в сельском хозяйстве.