Перевозчиков накажут за лишний билетик

Госдуме предложат ужесточить ответственность за овербукинг. Если пассажир не попал на рейс из-за нехватки мест в самолете, авиакомпания выплатит ему десятикратную стоимость перелета. Перевозчикам такая идея не понравится

Для российских авиаперевозчиков могут ввести наказание за овербукинг. Если пассажиру, купившему билет на рейс, не хватило места в самолете, авиакомпания обязана будет выплатить ему десятикратную стоимость перелета. Такая инициатива в скором времени будет внесена в Государственную думу. Перевозчикам идея явно не понравится.

Фото: Vladimir Voronov/ Global Look

Сегодня многие авиакомпании продают на свои рейсы больше билетов, чем имеется мест на борту. Тем самым они хотят застраховаться от убытков. По подсчетам перевозчиков, примерно 7-10% пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь. Если же на рейс регистрируются все обладатели билетов, кого-то приходится высаживать. Пассажиру, как правило, предлагают лететь другим рейсом той же авиакомпании или вернуть деньги, отчего все планы идут крахом: у людей срываются пересадки, деловые встречи, отпуска.

Положить конец этому безобразию решил первый зампредседателя комитета Госдумы по энергетике, депутат от "Справедливой России" Игорь Ананских. Он подготовил поправки в Воздушный кодекс РФ, которые ужесточают ответственность за перебронирование, передает "Парламентская газета".

"Пассажиру, которого не пускают на борт самолета под надуманными предлогами, авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета. Таким образом, мы рассчитываем, что это отобьет у авиаперевозчиков желание продавать больше билетов, чем мест в самолете", - заявил автор законопроекта, который в скором времени будет предложен на рассмотрение нижней палате парламента.

По словам Ананских, если пассажир приехал вовремя, трезвый и выполняет все установленные правила, он должен улететь по своему билету.

На воздушных перевозчиков, злоупотребляющих овербукингом, давно пытаются найти управу, но все безуспешно. По словам главного редактора отраслевого информационного агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, привлечь авиакомпанию к ответственности за сверхлимитную продажу билетов практически невозможно: подобного запрета нет ни в Воздушном кодексе, ни в Федеральных авиационных правилах.

Не так давно лоукостер "Победа" наказали за то, что он продал 196 билетов на 189-местный самолет, летевший из Красноярска в Москву. Пассажиры подали жалобу, прокуроры проверяли авиакомпанию семь месяцев и в итоге оштрафовали ее всего лишь на 20 тыс. руб. - за ненадлежащее исполнение услуг потребителям (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ).

Со своей стороны, российские перевозчики требуют узаконить овербукинг, называя его необходимой мерой для сохранения финансовой устойчивости авиакомпаний. Сейчас перебронирование не запрещено законом, но используется перевозчиками неофициально, на свой страх и риск. В 2015 г. Минтранс даже разработал законопроект, разрешавший авиакомпании по своей инициативе менять условия договора перевозки при объединении рейсов, замене самолета и невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете. Однако до Думы законодательная инициатива так и не дошла.

Эксперты говорят, что добро на овербукинг позволит российским компаниям конкурировать с иностранцами, у которых перебронирование - в порядке вещей.

"Овербукинг официально используется во многих странах мира. Отечественные перевозчики сегодня находятся в невыгодных условиях перед иностранными конкурентами, которые могут снижать цены на билеты, выпуская их в несколько большем количестве, чем вмещает самолет", - отметил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

К тому же принятие подобного закона защитит и пассажиров, поскольку позволит определить размер компенсации за сорванный полет. Сейчас это решает суд, но судиться идут единицы: это дорого и долго.

Сами авиакомпании, очевидно, выступят против инициативы депутата Ананских. "Аэрофлот" является ярым сторонником узаконивания овербукинга. Эта мера, по подсчетам руководства авиакомпании, дополнительно принесет ей до $500 млн в год. Другие ведущие перевозчики поддерживают "Аэрофлот". Терять дополнительный доход и к тому же платить крупный штраф они категорически не согласятся. 

Выбор читателей