За билеты в Крым сдерут по полной

Правительство РФ не собирается продлевать действие нулевой ставки НДС на авиабилеты в республику и обратно. Это приведет к повышению цен на перевозки, из-за чего часть туристов откажется от крымского отдыха

С 1 января 2019 г. авиабилеты в Крым и обратно заметно подорожают. Это связано с прекращением действия нулевой ставки НДС на авиасообщение с полуостровом. В результате туристический поток в республику может заметно упасть.

Фото: Global Look

Правительство РФ, по всей видимости, не собирается продлевать действие обнуленного НДС на перелеты в Крым и обратно. Отмена льготного режима прописана в материалах к позавчерашнему заседанию кабмина, на котором рассматривался проект бюджета с 2018 по 2020 гг., передает "Газета.ру" со ссылкой на документ.

В материалах отмечается, что уплата полноценного НДС при авиаперевозках приведет к "дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в 2019 г. в размере 3 млрд рублей и в 2020 г. - 4 млрд рублей". В настоящее время Крым - единственный регион, для которого действует нулевая ставка НДС на воздушные перевозки. Для остальных внутренних направлений действует льготная ставка НДС 10%. Она сохранится до 31 декабря 2020 г., что также прописано в проекте бюджета.

Обнуление налоговой ставки для Крыма было принято в 2014 г. и затем несколько раз продлевалось. Это было сделано для того, чтобы поддержать воздушное сообщение с полуостровом, который оказался отрезан от "большой земли". Кроме льготного налогообложения, действовали и другие меры, в том числе субсидирование региональных маршрутов и установление специального тарифа на полеты в туристический сезон.

По данным интернет-сервисов по продаже билетов, в 2017 г. средняя цена на перелет из Москвы в Симферополь и обратно составила 10 тыс. 402 руб., в летний сезон - 15 тыс. 403 рубля. Как отмечает ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, если нулевая ставка для полетов в Крым не будет продлена, цены на билеты могут вырасти на 10%.

По этой причине часть россиян может отказаться от отдыха на полуострове, считают эксперты. "Туристы чувствительны к любым колебаниям цен на отдых в Крыму. Уже в этом году на фоне открытия Турции турпоток в Крым, по данным местных властей, сократился на 4%. Другие источники рынка отчитываются о еще более существенном сокращении числа путешественников - до 25%. Рост цен на авиабилеты станет дополнительным катализатором снижения интереса", - считает генеральный директор агентства делового туризма "Аэроклуб" Денис Матюхин.

Впрочем, вопрос с отменой налоговой льготы для авиаперевозчиков пока что до конца не решен. Министерство транспорта РФ еще летом попросило правительство пролонгировать льготный режим на региональные и прямые авиаперевозки в Крым. Такая мера поможет снизить стоимость авиабилетов на полуостров, куда в пиковый период заявлены прямые рейсы из более чем 60 городов России, отмечал министр Максим Соколов. Эту просьбу, по данным ведомства, рассмотрят в конце текущего года.

В Минтрансе также указывают на то, что возможные потери бюджета от введения льготной ставки налога на региональные рейсы - почти 8 млрд руб., однако эта сумма будет компенсирована "за счет увеличения объемов транспортной работы и дополнительного дохода от неавиационной деятельности".

Если правительство не прислушается к этим доводам и все же отменит нулевой НДС, потерю авиационного турпотока частично скомпенсирует Крымский мост. Автомобильное движение по нему должно быть открыто к концу 2018 г., железнодорожное - к концу 2019-го. Часть туристов пересядет на наземный транспорт, поэтому потери будут не такими значительными, считает исполнительный директор отраслевого информагентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Деловых туристов рост стоимости билетов в любом случае не оттолкнет от поездок в Крым. В 2017 г. впервые был зафиксирован рост востребованности на перелеты на полуостров у деловых путешественников. "Эта категория туристов не так чувствительна к ценовым колебаниям, и при условии развития инфраструктуры крымские направления имеют шанс компенсировать убытки от падающего интереса со стороны самостоятельных туристов за счет бюджетов крупнейших корпораций", - полагает Денис Матюхин из "Аэроклуба".

Выбор читателей