Как закончился скандальный Каннский кинофестиваль

Жюри отсмотрело богатое ассорти из конкурсных фильмов и щедро раздало награды на торжественной церемонии закрытия. В этом событии особенно интересным оказался не столько сам выбор победителей, сколько контекст фестиваля, в котором этот выбор осуществлялся

В начале церемонии закрытия особого упоминания удостоились два автора, которые не смогли присутствовать на премьерах своих фильмов в Каннах. Председатель жюри Кейт Бланшетт произнесла имена нашего соотечественника Кирилла Серебренникова и иранского режиссера Джафара Панахи. Оба они не доехали до Канн из-за проблем с законом. Джафар Панахи давно под домашним арестом – он осужден за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста еще в марте 2010 года. Ему запрещено заниматься кинематографической деятельность и давать интервью. Однако арест не помешал ему подпольно снять 4 фильма, последний из которых – "Три лица" – представили на нынешнем фестивале. Кирилл Серебренников, как известно, арестован в августе прошлого года по подозрению в экономическом преступлении. Однако его друзья и коллеги верят, что причины преследования режиссера кроются в непринятии властями его художественной деятельности. Эти двое, без сомнения, получили колоссальную поддержку в первую очередь от организаторов фестиваля, выбравших их фильмы в конкурс, а также от критиков и зрителей, ни на секунду и забывавших об аресте кинематографистов.

Съемочная группа фильма "Лето" в день премьеры вошла в зал с огромным плакатом, на котором крупно было напечатано имя отсутствовавшего режиссера. Таблички с именами Панахи и Серебренникова украшали пустые стулья на пресс-конференциях обоих фильмов. И на церемонии закрытия фестиваля их места были никем не заняты. 

Выразив солидарность с отсутствующими коллегами, члены жюри принялись дальше раздавать призы. И тут произошел еще один яркий эпизод церемонии закрытия – выступление Азии Ардженто. Итальянскую актрису, режиссера и певицу пригласили поучаствовать во вручении приза за лучшую женскую роль. К слову, награду получила Самал Еслямова, актриса из российского фильма Сергея Дворцевого "Айка". Но прежде имени победительницы гости церемонии услышали нечто неожиданное. "Здесь в 1997 году, когда мне был 21 год, меня изнасиловал Харви Вайнштейн" – сказала Азия. Далее итальянка поделилась своей уверенностью в том, что упомянутый продюсер больше не появится на Каннском фестивале и что преступления против женщин больше не будут игнорироваться. "Вам это с рук не сойдет!" – заявила Ардженто, обращаясь к множеству потенциальных Харви Вайнштейнов, заполнивших огромный зал "Люмьер" фестивального дворца. Смелое и довольно агрессивное выступление произвело сильное впечатление на аудиторию.

Тема сексуальных домогательств сопровождала фестиваль с самого его начала. На встрече с журналистами за день до открытия директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо заявил, что осуждает харассмент, и заверил, что организаторы фестиваля не будут толерантными к такого рода злоупотреблениям. Кейт Бланшетт, много раз выражавшая поддержку жертвам сексуальных домогательств, на этом фестивале вновь высказывалась по поводу равноправия полов. Ведь именно неравенство в правах и власти провоцирует злоупотребления сильной стороны по отношению к зависимой потенциальной жертве. И теперь на финише скандальное обвинение итальянской кинематографистки раскрыло тему харассмента во всей красе.

Любое насилие – это зло. Будь то физическое насилие, сексуальное насилие (в диапазоне от изнасилования до навязчивых непрошеных ухаживаний), лишение человека свободы. Терпимость к насилию в обществе неуклонно снижается – те его формы, которые раньше были в порядке вещей, теперь выходят за рамки допустимого. И сексуальные домогательства – ярчайший тому пример. Такая тенденция, безусловно, позитивна — она позволяет надеяться, что наши дети будут жить в более безопасном мире. Однако у всякого  явления есть оборотная сторона. А заключается она в том, что позиция жертвы насилия становится чрезвычайно выгодной.

Многие теперь задаются вопросом, а был ли шанс у фильма "Лето" оказаться в конкурсе Канн, будь его режиссер на свободе? А у картины "Три лица"? Кстати, оба фильма не остались без призов – музыкальный продюсер фильма Кирилла Серебренникова Рома Зверь, также исполнивший роль Майка Науменко, получил награду за лучший саундтрек к фильму, а ленту Джафара Панахи наградили за сценарий.

Да, жертва на бывает заинтересована в собственном несчастье. Никто не хочет быть изнасилованным или оказаться под домашним арестом. И вполне естественно предоставить жертве некоторые привилегии, дабы компенсировать тот ущерб, который она понесла. Однако компенсация одной несправедливости порождает другую. И теперь все остальные могут почувствовать себя ущемленными в правах по отношению к несчастным, но привилегированным жертвам. 

Выбор читателей