Бензин бьет ценовые рекорды

Автолюбители разорятся на горючем: его стоимость резко пошла вверх

Оптовые цены на топливо для автомобилей приблизились к историческому максимуму. За прошлую неделю стоимость АИ-92 выросла на 2,3%, до 42,85 тыс. руб. за тонну, стоимость АИ-95 - на 1,7%, до 44,99 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют биржевые данные. 

Это не характерно для нынешнего времени года. Российский топливный рынок живет по принципу сезонности, и обычно уже в октябре оптовые цены на бензин падают.

Причина подорожания - неожиданное сокращение выпуска продукции на Московском НПЗ "Газпром нефти". Это совпало с ростом цен на нефть, отчего нефтяным компаниям стало интереснее продавать сырье за рубеж, чем на внутреннем рынке. В результате спрос на бензин резко вырос в ожидании повышения цен, передает "КоммерсантЪ".

В "Газпром нефти" объясняют, что на заводе остановлена установка каталитического крекинга для проведения плановых работ. Местные спецы придумали, как оптимизировать ее технологический режим, вот агрегат и выключили. Работу установки планируется возобновить со дня на день.

Данная остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго. Однако в "Газпром нефти" не видят в этом никакой проблемы. В компании утверждают, что на отгрузку готовой продукции ремонт не повлиял - все идет по плану. Но аналитики говорят, что прекращение работы установки каталитического крекинга привело к выбытию примерно 50 тыс. т бензина в неделю. На рынке ходят слухи, что "Газпром нефть" собирается закупать бензин у конкурентов из "Роснефти".

Антимонопольщики ответственность за рост цен возлагают не на "Газпром нефть", а на трейдеров. Так, две торговых компании, "Солид" и РУАН, продали бензин по цене на 5 тыс. руб. выше рыночной. Эти сделки сейчас проверяются на предмет манипуляций и возможного разгона цен. В самих компаниях говорят, что контракты по высоким ценам были заключены из-за технической ошибки покупателя, а сделка так мала (всего на 300 т), что на рыночный индекс все равно повлиять не может.

В ФАС пообещали, что внезапные каникулы Московского НПЗ не приведут к дефициту топлива на рынке. Недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ центральной части страны, а также с Омского НПЗ "Газпром нефти".

Эксперты утверждают, что ситуация с сокращением предложения бензина выгодна нефтяным компаниям. Из-за этой встряски производители могут гораздо быстрее получить выгоду от роста мировых цен на нефть, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша связывает рекордное повышение цен на бензин с инфляцией и ростом налогов.

"Московский завод повлиял сиюминутно. Но стратегически главное другое. У нас цены растут из года в год, это ни для кого не секрет. Влияют на это два основных фактора: инфляция и рост налоговой нагрузки. Ежегодно растут акцизы на топливо, растет налог на добычу полезных ископаемых. И, естественно, эти налоги переносятся на потребителя. Плюс еще резко выросли мировые цены на нефть", - приводит слова эксперта RT.

По словам Аркуши, в следующем году следует ждать очередного роста цен, поскольку правительство запланировало дважды поднять топливный акциз.

Выбор читателей