Россия выскользнет из долларовой удавки

Основным платежным средством на нефтяном рынке станет юань

Эре нефтедолларов, господствовавшей в мире с середины 1970-х, приходит конец. Власти КНР собираются бросить вызов гегемонии США, переведя все платежи за черное золото в свою национальную валюту.

Пекин намеревается в течение 25 лет запустить на всю катушку нефтяные фьючерсные контракты, торгуемые в юанях, которые будут полностью конвертироваться в золото на шанхайском и гонконгском валютных рынках. Шанхайская фьючерсная биржа и ее филиал, Шанхайская международная энергетическая биржа, уже провели четыре пробных торговых сессии нефтяными фьючерсами в юанях, передает "Свободная пресса".

Первоначально планировалось запустить регулярные торги до конца этого года. Однако китайцы не успевают все отладить; придется переносить на 2018-й, и вот тогда-то, по мнению независимого геополитического аналитика Пепе Эскобара, тройка "нефть - юань - золото" оставит доллар позади. После этого официально начнется эра нефтеюаня.

У специалистов, однако, имеется много вопросов. Во-первых: как Пекин технически устроит конкурентный фьючерсный рынок нефти-сырца для сортов Brent и WTI? Во-вторых: как китайский валютный контроль будет влиять на это? Никаких пояснений на этот счет власти Поднебесной пока не дают.

Идею нефтеюаня поддержали ведущие экспортеры и потребители черного золота - страны БРИКС, а также Венесуэла. Аналитики питают надежду, что другие производители со временем присоединятся к этому клубу.

"У этого контракта имеется потенциал, который может помочь Китаю продвинуть интернационализацию юаня", - полагает главный экономист банковской группы Societe Generale Яо Вэй.

В Банке развития Сингапура отмечают, что интернационализация юаня увязана с реализацией грандиозной инициативы "Один пояс - один путь". В следующем году будут презентованы шесть крупных инфраструктурных проектов в рамках этой инициативы: строительство железных дорог Китай - Лаос, Венгрия - Сербия, Аддис-Абеба - Джибути и так далее. По оценкам финансового конгломерата HSBC, реализация этой программы увеличит объемы торговли не менее чем на $2,5 трлн в год. Торговые пути свяжут районы, богатые нефтью, газом и золотом, что поможет становлению нефтеюаня.

Многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии, которая существует в нефтедолларовой парадигме. Эр-Рияд вполне может переключиться на другую волну, чтобы не потерять одного из ключевых клиентов, каковым выступает Китай. В этом случае деноминированные в юане золотые контракты будут торговаться не только в Шанхае и Гонконге, но также и в Дубае. Саудовская Аравия и ОАЭ уже вынашивают планы по выпуску "панда-бондов", выступая лидерами в обращении китайских межбанковских облигаций на Ближнем Востоке. Со своей стороны Китай может поучаствовать в первичном публичном размещении акций национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Aramco. И даже купить до 5% этих акций.

Очевидно, от такого шага Эр-Рияда Вашингтон лопнет от злости. Но шествие нефтеюаней это не остановит. Государства, на которые распространяются санкции США (Россия, Иран и Венесуэла), первыми уйдут от нефтедолларов. К настоящему моменту Ангола и Нигерия уже продают нефть и газ КНР за юани. Пакистан и другие участники "Нового шелкового пути" со дня на день заменят доллар юанем в своей двусторонней торговле с Китаем. О том же подумывают Турция и другие страны. Когда отказ от нефтедолларов станет свершившимся фактом, Америка может нанести ответный удар, предупреждают аналитики.

Выбор читателей