Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
К рассмотрению вопроса о лишении Польши права голоса в Совете ЕС Еврокомиссия намерена приступить уже сегодня, 20 декабря. Такое решение может быть вынесено в соответствии со ст. 7 Лиссабонского договора. Она позволяет применить к стране - члену Евросоюза дисциплинарные меры за создание "явной угрозы серьезного нарушения" принципов правового государства. Договоренность о наложении санкций была достигнута лидерами стран ЕС на саммите в Брюсселе в конце прошлой недели.
Поводом для принятия ограничительных мер стала нещадно критикуемая в Брюсселе польская реформа судебной системы, инициированная два года назад. Власти ЕС считают, что принятые польским парламентом законы лишают судебную власть независимости. Тем самым они противоречат базовым принципам демократии, передает "КоммерсантЪ".
Больше всего Еврокомиссии не нравится предлагаемый принцип формирования Верховного суда. После проведения реформы его членов будет назначать Национальный судебный совет, который, в свою очередь, будет выбираться парламентом, а не судебными инстанциями, как сегодня. То есть де-факто произойдет подчинение судебной власти правящему большинству в Сейме - консервативной националистической партии "Право и справедливость". Критику вызывают и планы расширить полномочия Министерства юстиции.
Весь последний год Еврокомиссия не раз предупреждала Варшаву о возможности применения против нее ст. 7 Лиссабонского договора. Последний ультиматум был выдвинут 12 сентября, когда Еврокомиссия пригрозила подать на Польшу в суд ЕС, если власти страны не откажутся от реформы в месячный срок. Варшава все эти предупреждения игнорировала.
Новый руководитель правительства Польши Матеуш Моравецкий отвечает критикам, что реформа призвана улучшить судебную систему, а не превратить ее в декоративный орган, как утверждают в Брюсселе. После саммита ЕС он сообщил польским журналистам, что категорически отвергает возможность компромисса, которую предложили руководители Франции и Германии. Для проведения судебной реформы Польша вовсе не нуждается в согласии Еврокомиссии, так как не видит себя "в роли просителя", заявил премьер в радиоэфире.
Спор о судебной реформе протекает на фоне других острых проблем в отношениях между Польшей и ЕС. Страна, к примеру, отказалась выполнять навязанные Брюсселем квоты по приему мигрантов. Чиновники в Варшаве все чаще говорят о том, что подобное противостояние может закончиться выходом Польши из Евросоюза. Хотя официальные лица, делающие подобные заявления, очевидно, забывают о том, что Польша остается главным получателем европейской помощи среди всех стран ЕС. Ежегодный размер выплат составляет €10 млрд, а всего с момента присоединения Польши к Евросоюзу и до 2021 г., когда программа помощи будет свернута, общая сумма ассигнований достигнет €229 миллиардов. Это больше, чем расходы на реализованный США план Маршалла по восстановлению Западной Европы после Второй мировой войны.
Поэтому эксперты не верят в реальность Polexit’а. "Максимум, чего может попытаться добиться Брюссель, пытаясь наказать Варшаву, - это временно приостановить представительство Польши на всех мероприятиях ЕС", - считает директор Центра политических исследований Андрей Федоров.
При этом, по его словам, Польше вполне по силам объединить вокруг себя Чехию, Венгрию и Словакию и единым фронтом добиться от Брюсселя заметных поблажек по миграционным и другим болезненным вопросам. Ведь Варшава имеет право наложить вето на любое решение властей ЕС. Этот аргумент поляки могут использовать в качестве инструмента шантажа, чтобы добиваться своих целей.
Президент оказался с изюминкой