Варшава обменяет репарации на льготы в ЕС

Звание главной жертвы Второй мировой войны позволит Польше снизить давление Германии по более актуальным вопросам - в частности, отказаться от приема мусульманских мигрантов без каких-либо жестких санкций ЕС

Семьдесят восемь лет назад, 1 сентября 1939 г., нацистская Германия напала на Польшу. Польские чиновники ударно отметили годовщину начала Второй мировой войны. Накануне исторической даты замминистра культуры Польши Ярослав Селлин заявил, что его страна понесла наибольшие потери во Второй мировой войне, если речь идет о количестве жертв.

Патруль во время Варшавского восстания, Польша. Фото: wikipedia.org

Селлин приплюсовал в польские потери 3 миллиона польских евреев, замученных в нацистских концлагерях, - это же были польские граждане, сказал чиновник. Также не забыл он и невероятном материальном ущербе за шестилетнюю оккупацию. Он напомнил, что по Польше прокатились две войны - сначала та, что началась с сентября 1939 г., а потом та, которая пришла с фронтом с Востока.

Вопрос о немецких репарациях польские политики считают важным элементом текущей повестки дня. Первым этот вопрос поднял министр обороны Польши Антоний Мачеревич еще в начале августа. По его словам, в Варшаве никогда не отказывались от репараций. От их части отказалась Польская Народная Республика, бывшая советской колонией. По мнению Мачеревича, это отказ был в пользу другого марионеточного государства - Германской Демократической Республики.

Вновь о праве страны на репарации затем заявила премьер-министр Польши Беата Шидло. По ее мнению, Польша является жертвой Второй мировой войны, которой до сих пор не возмещен ущерб.

Польша должна постоянно напоминать миру о том, что она "самая большая жертва, в государственном смысле, Второй мировой войны, которую начали Германия и Советский Союз".

Кроме того, польские депутаты подготовили законопроект, предусматривающий взыскание репарации в размере триллиона злотых (16,3 трлн руб.) с России за "уничтожение советскими гражданами польского имущества и культурных ценностей".

В свою очередь, в Берлине тему военных репараций уже закрыли окончательно. Россия также не расположена рассматривать этот вопрос.

По мнению обозревателя ИА REGNUM Станислава Стремидловского, целенаправленная кампания о репарациях еще будет продолжаться с разной степенью интенсивности.

Как только Германия усиливает давление на Польшу по разным вопросам, правительство, сформированное правящей партией "Право и Справедливость" (PiS), поднимает тему немецкого долга полякам, заявил эксперт "Свободной прессе".

Самое интересное - почему Польша вдруг спустя много лет ставит вопрос о компенсациях. Дело в том, что от Варшавы тоже требуют компенсаций - ряд еврейских организаций США настаивают на возврате конфискованной во время войны еврейской собственности. Став главной жертвой войны, в том числе из-за уничтожения нескольких миллионов польских евреев во время Второй мировой войны, Польша могла бы избежать дальнейших разбирательств.

Что касается реальных компенсаций, то вряд ли Варшаве стоит на что-то всерьез рассчитывать. Берлину регулярно выставляют военные счета, совсем недавно Афины назвали астрономические суммы долга, которые грекам должны немцы за нацистскую оккупацию. Но этот сюжет также был элементом вымогательства льгот от Евросоюза. В Европе все понимают, что вопрос о репарациях является ящиком Пандоры - к примеру, все европейские метрополии рискуют оказаться должны своим бывшим колониям. Никому такие прецеденты не нужны.

По мнению политического аналитика международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышека, в отношении Второй мировой войны в польском обществе есть консенсус и чиновникам совсем необязательно договариваться о своих заявлениях на эту тему. Варшава понимает, что ожидание от Москвы что-либо получить безнадежно, но с Берлином - другой случай. Немцы крайне щепетильны к своим историческим ошибкам, поэтому есть надежда выторговать себе что-то более-менее существенное, считает политолог. По его мнению, таким образом можно заставить Германию прекратить давление на Польшу в плане необходимости принять у себя "излишки" экономических мигрантов и беженцев из мусульманских стран.

Выбор читателей