Россия осталась без десантных кораблей

Новый "Иван Грен" вряд ли выровняет ситуацию

На Балтике наконец-то завершились госиспытания большого десантного корабля (БДК) "Иван Грен" – до конца мая его торжественно передадут морякам.

Как сообщил специализированный портал Mil.Press Flotprom со ссылкой на пресс-службу судостроительного завода "Янтарь", корабль вернулся на верфь, где уже начались работы по ревизии технических средств и окончательной отделке.

"Иван Грен" проекта 11711 нужен флоту, как никогда. У России по сути нет современных десантных кораблей. А после истории с "Мистралями" ситуация и вовсе стала критическая. Построить свои пока нет возможности, а покупать китайские не позволяет гордость.

До сих пор основу составляют построенные еще в 80-х в социалистической Польше десантные корабли проекта 775. И еще более заслуженные – проекта 1171, которые, кстати, также выпускал завод "Янтарь". От новехонького "Ивна Грена" его отличает лишь единичка в цифре проекта, но это совершенно разные корабли. Например, новый проект предусматривает размещение на палубе двух вертолетов, которые сегодня очень полезны при десантировании. Кроме того, у "Ивана Грена", по сравнению с тем же "Александром Отраковским" проекта 775, более экономичный двигатель, а дальность плавания примерно такая же – 3500 морских миль на 16 узлах. Оба корабля могут взять на борт порядка 300 пехотинцев.


Путь у "Ивана Грена" на флот был крайне тернист, ему откровенно не везло. Достаточно сказать, что техзадание на проектирование менялось три раза, а сама работа над проектом шла ни много ни мало шесть лет. В 2004 году корабль начали строить, а спустили на воду его в 2012-м.

Испытания сильно затянулись и неоднократно откладывались из-за недостатка финансирования. А в 2017 году у корабля обнаружились проблемы с задним ходом и остойчивостью. Судя по тому, что госиспытания завершились, проблему, наконец, удалось устранить.

Изначально планировалось, что БДК проекта 11711 будет шесть, но в итоге их будет только два. К головному "Ивану Грену" присоединится лишь "Петр Моргунов", да и то, пока непонятно, когда это произойдет.

По данным СМИ, в 2016 году было принято решение строить более крупные корабли нового поколения. "Ивана Грена" строили и испытывали так долго, что он успел устареть.

Но сейчас на строительство кораблей нового поколения просто нет денег – они не были включены в новую госпрограмму перевооружения. В Минобороны, в первую очередь, надеются достроить новые фрегаты, которые остались без украинских двигателей и обновить подводный флот.

Существует и другая проблема – в России долго не строили большие корабли, а налаживать производство по абсолютно новому проекту всегда тяжело.


Выбор читателей