Эксперты забраковали корабельный МиГ-35

Самолет устарел и авианосца не будет

Разрекламированный на прошлогоднем авиасалоне МАКС-2017 истребитель МиГ-35 вряд ли будет построен в корабельном варианте, несмотря на то что в военных кругах неоднократно заявляли, что в Минобороны думают над этим.

Эксперты выделили сразу несколько причин. Во-первых, МиГ-35, по сути, это модернизированный "двадцать девятый" и по сравнению с истребителями пятого поколения или даже Су-35С он устарел. Во-вторых, машина нужна конкретно под авианосец, строительство которого в России пока не предвидится из-за нехватки финансов.

По мнению главного редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктора Мураховского, если даже деньги на этот самолет появятся, проект рассмотрят едва ли не в последнюю очередь, потому что нового авианосца как не было, так и нет.

"Строительство полноценной ударной авианосной группы обойдется России примерно в половину оборонного бюджета", – сказал эксперт в интервью Mil.Press FlotProm.

Похожего мнения придерживается и главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов. По его словам, для "Адмирала Кузнецова" самолетов пока хватает, а делать для советского корабля новые нет никакого смысла.

Вдобавок, как уже было сказано, МиГ-35 сложно назвать новым самолетом – проект все равно устарел и никогда не дотянет до пятого поколения. Есть у него и другой недостаток как корабельного истребителя – небольшая дальность и не очень экономичные двигатели, хотя по сравнению с МиГ-29 все-таки удалось достигнуть определенного прогресса. Как считает эксперт, про индийский тендер можно забыть. Напомним, ранее Индия рассматривала закупку новых палубных истребителей для своих авианосцев и объявила тендер на покупку 57 самолетов. Это могут быть французские "Рафаль", шведские SAAB, американские F/A-18 и все еще МиГ-29К. Но из-за участившихся претензий индийской стороны к качеству российских истребителей шансы "МиГа" сильно упали, хотя для индийских летчиков это по-прежнему наиболее знакомые машины. Россия уже поставила Индии 46 истребителей МиГ-29К.

В 1990-е гг. ОКБ Сухого работало над созданием компактных палубных истребителей С-54 со складывающимся крылом и усиленной антикоррозийной защитой. Радиус действия у них должен был быть порядка 2 тыс. км против 1 тыс. км у МиГ-35. Главными заказчиками тогда, как и сейчас, были индийцы. Но они предпочли проверенные МиГ-29К, и принципиально новая машина так и не поднялась в небо.

И теперь, если Россия так и не решится построить новый авианосец хотя бы к середине 2020-х гг., "тридцать пятые" уже будут не нужны – понадобятся совершенно другие машины. А вот у "сушек" с маркировкой "С" вполне могло быть будущее. Вариант С-56 предполагал "двойное складывание крыльев" до формата 3 на 3 м, что позволило бы разместить на авианосце в 2-3 раза больше самолетов. Особые конструкции шасси позволяли самолету практически "садиться на брюхо". Фактически это должны были быть "пилотируемые дроны" – новаторское решение даже сейчас.

Не дав развиться новым технологиям, Россия осталась без принципиально новых самолетов, а существующие являются прямыми наследниками советского авиапрома. Но, принимая во внимание трудные 1990-е, ставшие катастрофичными для армии, найти виновных в сложившейся ситуации крайне непросто.

Выбор читателей