Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В-2 были и остаются самыми дорогими самолетами из когда-либо построенных. Даже новые В-21 будут меньше и дешевле легендарных Spirit, которые уже давно стали одним из символом боевой мощи Америки.
На данный момент у Вашингтона два десятка B-2, но не все знают, что изначально США планировали построить 75 бомбардировщиков. Администрация Джорджа Буша сократила это количество до 20 в 1992 году. СССР к тому моменту уже прекратил свое существования, а холодная война была выиграна Пентагоном.
С одной стороны, США удалось здорово сэкономить, но с другой, цена за единицу В-2 моментально взлетела на полмиллиарда и составила $737 млн, а учитывая модернизацию и запчасти, до $929 миллионов. Плюс деньги, вложенные в проект – итого, каждый "Спирит" обошелся Пентагону в рекордные $2,1 миллиарда.
Для сравнения: сверхзвуковой бомбардировщик ХВ-70 "Валькирия", который летал на скорости 3 Махов, стоил $750 миллионов. Дешевле был даже "космолет" SR-71, хотя по стоимости обслуживания, пожалуй, он обходился все-таки дороже.
Сегодня ВВС США продолжают инвестировать миллиарды долларов в модернизацию B-2, оснащая их самой современной оптико-волоконной проводкой, компьютерными процессорами и каналами для передачи данных. Все B-2 давно оснащены современной авионикой, GPS и вооружены современными крылатыми ракетами и "умными бомбами", в том числе ядерными В-61-12.
B-2 неоднократно использовались в боевых действиях, в частности, во время войны в Югославии. Кстати, уже тогда стало ясно, что высокоточное оружие не гарантирует "точный выстрел". Так, один "Спирит" сбросил пять бомб бомб JDAM, которые упали на китайское посольство и вызвали дипломатический скандал.
Самолет успешно использовали в Афганистане, Ливии, но все равно намного реже, чем те же B-52 или B-1. Один летный час В-2 стоит $163 тыс., а летят они обычно долго. Кроме того, самолетом занимаются как минимум 60 человек, и им тоже нужно платить.
Простое содержание B-2 обходится в $41 млн в год. Самолету необходим специальный ангар с кондиционером, который поддерживает в должном состоянии радиопоглощающее покрытие. Каждые семь лет "Спирит" проходит ремонт стоимостью $60 миллионов.
Учитывая то, какие отношения складываются сейчас у США с Россией и Китаем, Вашингтон вряд ли будет скупиться на содержание В-2, хотя новые самолеты, конечно, не построит. Ожидается, что действующие В-2 будут летать до 2036 г., а затем их заменят В-21.
Противник целился в мирные соцобъекты