Мы все немного "застекольщики"...

Каждый из нас в душе одновременно является немного эксгибиционистом и чуть-чуть вуайеристом. На этом принципе и построено все происходящее "За стеклом"

Шоу "За стеклом", несомненно, стало событием телевизионного сезона осени этого года. Миллионы зрителей шестеро добровольцев, трое юношей и три девушки, на месяц закрываются в жилом помещении, насквозь просматриваемом телекамерами.

В Интернете уже проходили десятки и сотни подобных шоу. Их устраивали с самыми различными целями. Чаще всего – с целью привлечь внимание к интернет-технологиям, облегчающим жизнь обычным людям, или в качестве элемента раскрутки того или иного интернет-ресурса. В подобных проектах наиболее жесткими были условия, поставленные Митчу Мэдоксу, известному под ником DotComGuy: он безвылазно пребывал под бдительным оком двух десятков веб-камер целый год.

Интернет-трансляции своих проектов устраивали не только компании, но и частные лица. Например, одна британская пара делала ремонт в собственном доме под прицелом веб-камер. Хитрые англичане стали продавать строительным компаниям баннерные показы на своем сайте, причем этот бизнес пошел настолько успешно, что к моменту завершения ремонта у предприимчивых супругов скопилась сумма, достаточная для "апгрейда" коттеджа до уровня виллы.

Подобные проекты поначалу пользовались популярностью, но потом перестали кого-либо удивлять. Их посещаемость стала катастрофически падать. И тут в России информационным событием сезона вдруг становится их телевизионный аналог. Впрочем, ничего удивительного: новинки традиционных медиа, тем более в нашей стране, почти всегда являются вчерашним – а иногда и позавчерашним! – днем для информационных и развлекательных интернет-ресурсов.

В каждом человеке живет желание на людей посмотреть и себя показать. То есть каждый из нас в душе одновременно является немного эксгибиционистом и чуть-чуть вуайеристом. На этом принципе и построено все происходящее "За стеклом". Когда проходили первые аналогичные интернет-шоу, многие люди говорили о том, что вот так демонстрировать свою жизнь всему миру и подсматривать за жизнью постороннего человека через веб-камеры могут только настоящие извращенцы, которых множество в Интернете, в то время как в обычной жизни таковые почти не встречаются. Успех шоу "За стеклом" великолепно показывает, что в нашей высокодуховной стране интересуются чужой личной жизнью не только извращенцы. Ну не может же многомиллионная аудитория ТВ-6 состоять в основном из психически ненормальных людей! Да и для желающих попасть в шоу был огромный конкурс, и принимали участие в этом конкурсе вполне нормальные люди. Значит, и желание себя показать тоже является вполне естественным. Это сегодня уже ясно даже тем, кто несведущ в психологии, а психологи – те давно знают, что соответствующие составляющие "встроены" в человеческую природу.

Специальный комментарий психолога проекта "За стеклом":
Говорить о том, нормально ли желание человека наблюдать за другими людьми или показывать себя, думаю, не совсем корректно. Ведь у огромного числа людей есть такая потребность, а значит, это желание вполне естественно, и было бы глупо давать этому какую-то конкретную оценку. У многих людей не хватает эмоций, событий в собственной жизни. Восполняется этот пробел зачастую с помощью сопереживания вымышленным героям (в кино, в театре). Люди идентифицируют себя с персонажами, опираются на их опыт в решении собственных проблем. Благодаря проекту "За стеклом" у людей есть возможность сопереживать реальным людям, "болеть" за них, любить или ненавидеть.

Ко всему прочему, "застекольный" проект великолепно демонстрирует современную ситуацию на нашем рынке информации. Если нас интересует происходящее (или, в более широком смысле, некоторые данные), то получить доступ к ним можно разными способами. В конкретном случае – либо лично, приехав к гостинице "Россия", либо посредством телевидения, дождавшись времени очередной трансляции новостей по ТВ-6, либо при помощи интернет-ресурсов. Происходящее в "застеколье" можно услышать даже по радио – в специальных передачах "Эха Москвы". Очевидно, что каждый интересующийся проектом вправе избрать наиболее удобный ему способ доступа, причем наиболее удобный в данный момент. И это нам кажется самым удачным решением устроителей шоу.

А вообще, чтобы попасть под бдительное око объектива, вовсе не нужно прилагать усилия, пробиваясь в ряды героев шоу или монтируя в своем жилище веб-камеру. На нас смотрит великое множество камер, которые контролируют живые люди. В любом супермаркете, на вокзале или в аэропорту, на подходе к банкам или к другим особо охраняемым объектам, а также на станциях метрополитена, на многоуровневых развязках, на стадионах, в офисе и в сотнях других мест на вас могут смотреть камеры слежения. Если вы находитесь в любом достаточно оживленном месте крупного города, на вас наверняка смотрит камера, ваши действия наверняка фиксируются. Номера всех автомобилей и лица почти всех людей большого города уже обработаны системами распознавания.

И как, по-вашему, лучше закончить эту статью? Классической фразой Оруэлла "Большой брат смотрит на тебя"? Или перефразировкой Чехова – "Вся Россия – наше "За стеклом"?

Редакция благодарит пресс-службу проекта "За стеклом" за помощь в подготовке материала.


Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Выбор читателей