Игрушки с подлянкой

Иэн Бэнкс, пролезший в пятерку самых читаемых британских писателей, сотворил роман без всяких зайцев в шляпе. Начинается он прямо с обложки, где написано: "Далай-лама предупреждает: Бизнес вредит вашей карме"

Иэн Бэнкс. Бизнес. – М.: ЭКСМО, 2003

Бэнкс – писатель с фигой в кармане, что для критика приятно, а для читателя – не всегда. Он легко подставляется под удар, любит поглумиться над собой, а на высоколобые вопросы по поводу собственного творчества лишь иронично пожимает плечами. В его романах, как правило, есть один-единственный гэг, припасенный специально для финала. Поэтому особо рьяные фанаты требуют прочтения Бэнкса с конца, чтобы потом не гнаться за развязкой, а медитировать над самой сутью. На самом деле, медитируй не медитируй, в астрал все равно не вылетишь. Иэн Бэнкс хотя и пасется на поле социальной антиутопии, но при этом жизнерадостно подкидывает читателю гадкие коровьи лепешки, дабы образумить и дать понять, что все это не совсем всерьез. По сути, его романы – это такие игрушки с подлянкой. Разберешь ее на детали – и вся радость улетучится. К примеру, в "Осиной фабрике" главный герой Фрэнк Колдхейм ближе к финалу оказывается девочкой. Остался бы мальчиком – была бы не "Фабрика", а полуфабрикат. А так воспринимается как пародия на "Скотный двор".

Иэн Бэнкс – ловкач, трепач и прощелыга. Фанаты всерьез разведывают какие-то новые пласты в богатых недрах его повествований и рвут глотку в сетевых форумах по поводу того, стоит ли читать его с конца или все же с начала. Между тем Бэнкс уже пролез в пятерку самых читаемых британских писателей, по-джентльменски пропустив вперед лишь Джейн Остен и Шекспира.

На русском теперь имеется полный комплект его бессмертных сочинений. "Осиную фабрику", "Мост" и "Шаги по стеклу" издала "Азбука"; теперь эстафету приняло издательство "ЭКСМО". Так вот, этот самый шотландский шарлатан Бэнкс написал один по-настоящему стоящий роман без всяких зайцев в шляпе. Точнее, в "Бизнесе" тоже есть своя обманка, но выглядит она как фирменная роспись мастера. Без фокуса-покуса Бэнкс – не Бэнкс. "Бизнес" хорош начиная уже с обложки, предостережения на которой гласят: "Далай-лама предупреждает: Бизнес вредит вашей карме; деньги и нирвана не совместимы!". С социальной подоплекой тоже разбираешься на месте: бизнес вредит вашей карме, и все тут. Доходчиво и понятно без всяких Эллисов и Коуплендов. А дальше следует забавная история в духе ироничной антиутопии с массой подробностей и выдумок, перемежаемых остроумным трепом.

"Бизнес" – это такая всемирная тайная организация, возникшая до Р.Х. и подчинившая в свое время даже Священную Римскую империю. "Бизнес" также – нечто среднее между транснациональной корпорацией и масонским братством. По слухам, это еще и пенсионный фонд Билла Гейтса. Все преуспевающие люди в разных странах мира так или иначе заиграны в "Бизнесе". Главная героиня Кэтрин Тэлман – сотрудница Третьего уровня, стремящаяся на Второй. Чтобы продвинуться, ей необходимо: во-первых, выйти замуж за принца крохотного государства Тулан (где-то в Гималаях); во-вторых, убедить жениха отдать территорию этого Тулана для нужд "Бизнеса". А "Бизнесу" нужно запустить какую-то ракету в космос: с Гималаев, что логично – к космосу ближе.

Если кто-то скажет: гон, я соглашусь. Но какой остроумный, приятный и талантливый "гон". А лирические отступления – еще лучше. В них – полная энциклопедия самых практикуемых заблуждений современного "якобы постиндустриального" общества.


Тургрим Эгген. Декоратор. Книга вещности. – СПб.: Амфора, 2003.

Разоряться по поводу издательской небрежности заставляет сам сюжет "Декоратора". Потому что самые лучшие страницы этого довольно нелепого произведения посвящены непосредственно архитектуре и дизайну.

Про писателя Эггена издатели нам ничего не сообщают, но это ладно. Однако они не дают никаких ссылок при упоминании в тексте таких тузов архитектуры ХХ века как Мис ван дер Роэ и Арне Корсму. По наивности я обратился к знатокам с вопросом, реальный или вымышленный персонаж этот самый Корсму, за что была грубо осмеян. Можно, конечно, предполагать о собственном читателе самое лучшее. Можно даже думать, что помимо имени Корбюзье ему известны еще Гауди и Либескинд. Но даже в этом случае необходимо делать сноски – так, на всякий пожарный.

Вообще "Декоратор" начинается неплохо: глянцевая история с познавательными вкраплениями производственного романа "из жизни дизайнеров". Если кто любит читать про то, как неглупые люди сидят в кафе и ведут остроумные разговоры, – добро пожаловать, половина романа к вашим услугам. Я, к примеру, люблю. Меня даже не раздражают безвкусные эротические сцены: в конце концов, речь идет о многофункциональных интерьерах. Если бы господин Эгген написал популярный очерк об истории дизайна ХХ века и поместил на обложку любимый им барселонский павильон Миса ван дер Роэ, я бы посоветовал вам поставить эту книгу на ближайшую полку. Но, к сожалению, Эгген взялся за жанр социального романа, и прощения ему не будет. Потому что весь "Декоратор" в итоге свелся к бездарно переложенному "Американскому психопату" Брета Истона Эллиса. Но у Эллиса – социальная диагностика: точная клиническая картина описана грамотно. А здесь, пардон, дурь какая-то. Чертил человек всю жизнь прямые углы, а с ума сошел при виде женских округлостей. Так, извините, у нас каждый половозрелый мужчина – потенциальный шизик. И черчение в школе все проходят.

Нет, всё может быть. Все с ума сходят: и парфюмеры, и декораторы, и брокеры, и маклеры. И декоратор может оказаться шизофреником. Только для этого нужно почву утрамбовать и мотивации посерьезней придумать.

Но монолог в защиту IКЕA все равно прекрасен.

Выбор читателей