Участковый самурай

Еще первый "Антикиллер" могли воспринимать без смеха или хотя бы хихиканья лишь очень унылые люди. Во втором давление комедийного начала на стенки сюжета истерично ползет к красной черточке и, похоже, готово взорвать котел к такой-то маме

Антикиллер-2 (Антитеррор)
Россия, 2003
Режиссер: Егор Кончаловский
В ролях: Гоша Куценко, Сергей Шакуров, Иван Бортник, Любовь Толкалина, Сергей Векслер, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Евгений Стычкин, Алексей Булдаков, Владимир Стеклов


Пацаны со всей округи нынче съезжаются в кинотеатры. Вальяжно выходят в сопровождении охраны из сверкающих "меринов" и "бумеров", обвивают вокруг локотка белые ручки своих прелестных барышень и горделиво проходят под афишами с новой мечтой россиянок – Гошей Куценко. Перетирая последние новости, пацаны ругают Егора Кончаловского, который опять снял кино про них, но не для них.

Артель Кончаловского-младшего по переработке воровской литературы в киношные фетиши искрит на полную катушку. На экранах – "Антикиллер-2", новая серия кино для тех, кто забыл, что бывает небезопасно выходить на улицу. Добро пожаловать в уездный город М.! Отдавая дань дворняжьей трэш-породе, новая часть саги о буднях майора Коренева по кличке Лис (кстати, на этот раз по самобытному сценарию, далекому от корней бестселлера) в зачине своем старается максимально уподобиться народному сказу.

"Антикиллер-2" открывается картиной всеобщего благоденствия: постаревший и остепенившийся Лис играет свадьбу со спасенной им в первой части от обиженного природой героя Виктора Сухорукова красавицей Любовью. Доблестная милиция вовсю играется с современной электротехникой, бывшие воры зашибают деньгу на видеопрокате и поддерживают приятельские отношения с ментами, хмельные краевые бизнесмены процветают. Но, как в сказках Салтыкова-Щердина, приходит воинственный медведь и топчет всю идиллию. Вторая часть "Антикиллера" носит недвусмысленный подзаголовок "Антитеррор". Соответственно, вместо взъевшихся друг на друга воров майору Кореневу перешел дорогу международный терроризм – "без лица и национальности", как утверждают создатели фильма, зато с характерными именами: то Юсуф, то Али, то еще какой-нибудь Махмуд. Группа отлично одетых террористов прибывает в город, чтобы освободить плененного отца-генерала – и заодно свести старые счеты. Их суровый лидер в замечательном исполнении Алексея Серебрякова заваривает кашу, в которую оказываются втянуты даже самые мелкие группировки уездного городка.

У посмотревших "Антикиллер-2" первыми критиков впечатления были положительные, смешанные, однако, с ощущением, что им показали не боевик, но комедию. Коллективное бессознательное оказалось право на все 100 процентов: еще первый фильм могли воспринимать без истерического смеха или хотя бы сдавленного хихиканья лишь очень унылые граждане. Здесь же давление комедийного начала на стенки сюжета истерично ползет к красной черточке и, похоже, готово взорвать котел к такой-то маме.

Заигравшись в кинематограф на съемах первой части, Егор Кончаловский создал целую галерею персонажей, которые были столь колоритны, что по зарезанному в бою герою Сидихина хотелось реветь еще две недели спустя. Здесь же режиссер не только душевно, с огоньком стебётся над актуальным кинематографом, но и пинает карусель образов, рожденных первой частью. Судьба в лице сценариста легкомысленно перетасовала карты, и теперь выжившие после давешних разборок герои оказываются в самых чудных ситуациях. Воровской авторитет Крест отныне владеет видеофирмой "В движении" (поклон дружбану Янковскому-младшему), его оппонент Метла якшается с террористами и руководит мощной группировкой скинхедов, тюремный осведомитель – отшельник Клоп взялся культивировать марихуану... и т.д.

Наш герой майор Коренев за десять лет ментовской рутины поскучнел и теперь больше походит на задушевного участкового, чем на одинокого самурая. И всю эту карусель авторы раскручивают как утренний выпуск "Смехопанорамы", как бесконечную череду гэгов и самоцитат. Достаточно упомянуть о том, что бравого СОБРовца Литвинова теперь называют по имени. Имя ему – Ренат.

Вместе с тем, эта несерьезность может сыграть с фильмом плохую шутку. Те, кто не просечет обильного багажа киноцитат, не полюбит чернушную воровскую атмосферу и не порадуется комичной жестокости, уходящей корнями во все тот же стиль "трэш", останутся в недоумении от вымученности и клиповости сюжета. С другой стороны, снята эта вакханалия отлично: аккуратно, стильно, профессионально, атмосферно. Террористы, сосредоточенные и одержимые местью, смотрятся убедительнее самых лютых голливудских волков. Побоище спецназа со скинхедами, единственная серьезная и несущая общественное послание сцена, снята в духе средневековых сражений, да так, что сам "Гладиатор" скулит и поджимает лапу. Вообще, драки обставлены смачно и четко, без той псевдоэстетской размазанности, что смущала всех в первой части. Заодно, следуя своему лозунгу "главное – размах", команда не поскупилась на поломанные машины. Раскурочили даже личный "Субару" Гоши Куценко, о чем бывший владелец заявляет не без хвастовства.

Однако если в свете подъема национального кинематографа вдруг объявится большой госсаказ на патриотические фильмы, Кончаловский-младший точно пролетит мимо кассы. Ведь проблемы национальной нетерпимости у него решаются "косячком", который миролюбиво раскуривают фашист и еврей. Трэшевое нутро не прикроешь листиком лопуха и не замажешь цветокоррекцией от заморских мастеров. А когда допотопный грузовик на полной скорости впечатывает в стену шахида Александра Серебрякова и брызнувшая кровища вырисовывает на стене красную звезду, по достоинству оцениваешь силу советского кича. Тем не менее, если столь глумливое кино делается за громадные по отечественным меркам деньги, с нарочитым профессионализмом и, если хотите, душой, в кои-то веки получается то, что цветет, а не смердит.

В лучших кинотеатрах с 28 ноября.

Выбор читателей