Как важно не быть взрослым

Минуя жизнерадостные картинки Диснея, "Питер Пэн" Хогана движется в сторону оригинала Барри, раскрывая в нем глубину и психологизм, который виден даже за спецэффектами

Питер Пэн (Peter Pan)
США, 2003
Режиссер: Пи Джей Хоган
В ролях: Людивин Санье, Джереми Самптер, Рейчел Херд-Вуд, Оливия Уильямс





К школьным каникулам в российский прокат вышли сразу несколько фильмов, которые в Америке проходят по разряду "семейных" и выпускаются под Рождество, а у нас называются "фильмами для детей". Самый громкий из них – новый киновариант "Питера Пэна".

Англичанин Джеймс Барри придумал Питера более ста лет назад, сделав его героем сразу нескольких пьес и сказок. Книга о мальчике, не желающем взрослеть, никогда не была у русских детей столь же популярна, как история про плюшевого медведя и его друга-поросенка или рассказ о мужчине в самом расцвете сил с пропеллером на спине и о его малолетнем приятеле. В России у "Питера Пэна" не было и запоминающейся киноверсии, как у "Мэри Поппинс" или "Пеппи Длинныйчулок", – фильм Леонида Нечаева вышел уже в 1987 году, когда советская киносказка доживала свой золотой период. Не стал герой Барри и кумиром эстетов, отдавших предпочтение муми-троллям и "Хроникам Нарнии".

Если перед советскими детьми дилемма "расти или не расти" не стояла так остро, то западная киноаудитория не раз видела эту историю, начиная с периода немого кино.

В 1991 г. Стивен Спилберг разрушил сказку Барри, заставив Питера повзрослеть в "Капитане Крюке". Правда, этот фильм не входит в число официальных экранизаций, будучи сделан "по мотивам" книги и опираясь в большей степени на анимационную версию Уолта Диснея 1952 года.

Австралиец Пи Джей Хоган, режиссер и соавтор сценария "Питера Пэна", также признает диснеевский мультфильм своим главным соперником. Тем не менее, фильм человека, доселе известного как мастер свадебных съемок (успех "Свадьбы Мюриэл" позволил ему получить режиссерское кресло на "Свадьбе моего лучшего друга"), мужественно выдерживает сравнение с классической анимацией. Что касается "Капитана Крюка", исполнитель этой роли в новой версии Джейсон Айзекс говорит, что Спилберг снял кино о парне, который не может отказаться от сотового телефона, а Хоган – о желании никогда не взрослеть.

"Капитан Крюк" по прокатному результату оказался успешнее "Питера Пэна", заработав $60 млн против $50 миллионов. Возможно, причиной этого была приманка в виде Робина Уильямся и Дастина Хоффмана. Большая же часть 100-миллионного бюджета "Питера Пэна" ушла на компьютерные эффекты. Пи Джей Хоган добросовестно их отработал, а оба юных исполнителя главных ролей – Рейчел Херд-Вуд и Джереми Самптер – во время съемок были госпитализированы из-за травм и общего утомления. По крайней мере, схватки на шпагах были почти настоящими, хотя Джейсону Айзексу и пришлось драться левой рукой – из-за крюка.

Несмотря на долгую экранную историю книги Барри, новый фильм в каком-то смысле первый. Видимо, по мысли создателей предыдущих адаптаций, не взрослеть для мальчика было слишком странно, и потому во всех версиях, за исключением фильмов Нечаева и Спилберга, Питера Пэна играли женщины. Четырнадцатилетний актер Джереми Самптер, который выглядит как смесь Брэда Питта с Элайджей Вудом, с энтузиазмом изображает вечного ребенка, хотя сам на съемках фильма стремительно рос: окно в его детской перестраивали четыре раза, потому что он постоянно ударялся об него головой.

Сам же Питер Пэн так долго не взрослел, что его приключения стали пригодны для просмотра аудиторией и после двенадцати. Минуя жизнерадостные картинки Диснея, Хоган движется в сторону оригинала, раскрывая в нем глубину и психологизм, который виден даже за спецэффектами. Особенно заметны намеки на наркотическое действие волшебного порошка феи Динь-Динь (в новом переводе ее неожиданно переименовали в Дзынь-Дон), которая "Зеленой феей" Кайли Миноуг являлась любителям абсента в "Мулен Руж" Лурманна. Французская чаровница Людивин Санье в этой роли отдыхала от "Бассейна" Франсуа Озона, болтаясь на лесках на фоне синего задника, – впрочем, судьба ее героини в новом фильме еще трагичнее...

Пи Джей Хоган снимает жесткое кино для детей, который бояться взрослеть, и для взрослых, которые боятся быть взрослыми. Всеобъемлющая формула "falling from innocence into knowledge" ("падения из невинности в знание") особенно хороша для страны, куда можно добраться только по воздуху – и не из ближайшего аэропорта.


Смотрите в кинотеатрах "Тбилиси", "Стрела", "Солнцево", "Мечта", "Витязь", "Аврора", "Экран", "Горизонт".

Выбор читателей