Приключения паспорта: от перстня до микрочипа

Паспортная система в Европе появилась в XV в., почти полностью исчезла к 1914 г., потом воскресла и сегодня собирается приобрести абсолютно новые формы




Недавно меня забрали в милицию. Нет, ничего противоправного я не совершил, просто стражи порядка в очередной раз проверяли у всех подряд паспорта, а у меня "документа, удостоверяющего личность гражданина" в тот день не оказалось. В общем-то, ничего страшного не случилось – личность мою быстро установили и отпустили на все четыре стороны. Правда, я повозмущался слегка – за что, говорю, повязали? Я ж не похож ни капельки на "лицо кавказкой национальности" или там на террориста... А мент мне в ответ: "Иди отсюда подобру-поздорову и скажи спасибо, что мы тебя просто задержали "до выяснения". Действительно, подумал я, чего выпендриваться? Подхватил вещички – и на выход...

Всякие штуки, призванные удостоверять личность, существовали с незапамятных времен. Например, в Древнем Египте "паспортом" служил перстень с вырезанным на нем именем правящего фараона. В Древнем Китае, а позднее и в Золотой Орде для этой же цели служили золотые таблички, на которых выбивали имя правителя и пояснительную надпись, соответствовавшую рангу обладателя "паспорта". Драгоценные таблички по статусу полагались послам, крупным чиновникам и особам, приближенным к императору. В Древней Греции и Древнем Риме удостоверения личности выдавались только для выполнения ответственных миссий и за особые заслуги перед отечеством. В Средние века рукописные удостоверения личности уже перестали быть редкостью, однако их продолжали выдавать только должностным лицам.

Где-то начиная с XIV в., когда люди стали чаще посещать другие государства по торговым делам или еще по какой надобности, им стали выдавать специальные дорожные удостоверения, в которых указывались имя и фамилия владельца, а также цвет волос, глаз, форма носа. В общем, это были первые загранпаспорта. Причем с XV в. в некоторых странах их выдавали как местным жителям, отправлявшимся за рубеж, так и приезжающим иностранцам, чтобы они могли спокойно путешествовать по стране. Ну а те, кто никуда не ездил, с паспортами познакомились только к 1460 году. Паспортную систему власти европейских стран ввели для того, чтобы отличить добропорядочных граждан от асоциальных элементов. Поэтому "удостоверения личности" выдавали только благонадежным и законопослушным.

Большую роль в истории паспорта сыграл французский король Людовик XIV. Большинство его путешествующих подданных предпочитали выбираться из Франции морским путем, поэтому документы им были нужны, чтобы "пройти через порт", по-французски – "passe port". Выражение это привело к тому, что дорожные бумаги с подписью Людовика в народе так и прозвали – "паспорт".

Уже к XVII в. власти многих стран сообразили, что выдавать-то паспорта нужно не только "правильным" гражданам, но и всяким опасным для государства личностям, чтобы, значит, удобнее было их контролировать. В XVIII в. почти все европейские страны имели собственную паспортную систему. В паспортах появились и визы – их, как и сегодня, ставили власти той страны, в которую въезжал хозяин документа.

Но в середине XIX в. паспортная система рухнула. Это произошло из-за развития железных дорог. Толпы путешественников принялись колесить по Европе, и на пограничных чиновников обрушилось такое количество виз и паспортов, что справиться с ними они просто не смогли. Сначала Франция, а за ней Германия, Испания, Италия отменили визы, а вскоре и паспорта. К 1914 г. практически по всему Старому Свету паспортная система исчезла, и кто знает, как долго продолжалась бы эта вольница, если бы не Первая мировая война. Пришлось паспортную систему срочно возродить. В 1915 г. паспорт приобрел знакомый нам вид: небольшая книжечка в картонной обложке, внутри – сведения о владельце и его фотография.

История паспорта в России начинается в XVII в., и связана она с введением так называемых "опасных грамот". Их выдавали государевым людям, которые направлялись по делам за границу. В 1719 г. Петр I издал Указ о введении в России "проезжих грамот". Однако, несмотря на название, грамоты сии не имели отношения к путешествиям. Они помогали властям облегчить сбор подати и контроль над рекрутской повинностью. Да и число граждан, заинтересованных в получении "настоящего" паспорта, было ничтожно мало. Дворяне ездили редко, ремесленники и мелкие торговцы занимались своими промыслами без разрешения. Крестьяне, как правило, вообще никуда не ездили. Однако со временем самовольные уходы крестьян и рабочих людей на Дон и в Сибирь стали настоящей катастрофой для властей. По этой причине в стране ввели строгий учет: с 1724 г. крестьянин, отправляющийся на заработки, обязан был иметь при себе "пропускное", или "прокормежное", письмо с описанием внешних примет. Составление подложных "пропускных писем" наказывалось вырыванием ноздрей и ссылкой на вечные каторжные работы. "Прокормежные" письма сменили в 1803 г. "адресные билеты". Выдачей этих удостоверений личности занимались специальные "конторы адресов" при полицейских участках. Регистрироваться в "конторе адресов" должны были прислуга, дворники, мастеровые, гувернеры. Переименованные в "Адресную Экспедицию" в 1837 г., конторы не изменили своих функций, но зато теперь регистрации подлежали еще и все иностранцы. Что касается загранпаспортов, то в правление Николая I заграничный паспорт стоил 500 рублей серебром, ездить за рубеж дозволялось с коммерческой целью, лечиться или по особому разрешению императора – даже строже, чем в советские времена.

В 1861 г., после отмены крепостного права, создается Паспортная комиссия, а с 1895 г. на основе "Устава о паспортах" некоторым гражданам России начали выдавать "вид на жительство". Началась первая паспортная реформа. А с 5 октября 1906 г. официальный документ, удостоверяющий личность граждан в России, стал называться "паспортной книжкой". В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

После победы советской власти паспортная система была отменена, но уже через два года все вернулось на круги своя. Правда, книжку из паспортной переименовали в трудовую. Паспорта как таковые появились только в 1932 году. Кстати, Маяковский из "широких штанин" "дубликатом бесценного груза" доставал загранпаспорт – большинство советских людей такого и в глаза не видели. Полное возвращение к паспортной системе в Советском Союзе произошло в 1933 году. Выдавались паспорта с обязательной пропиской по месту жительства (при смене места проживания следовало получить временную прописку в течение суток). Кроме прописки, в паспортах фиксировалось социальное положение гражданина и место его работы. С 1937 г. в паспортах появились фотокарточки. Колхозники стали получать паспорта лишь в конце 1950-х. В 1972 г. в СССР утвердили "Положения о паспорте". Тогда же были отменены специальные буквенно-цифровые коды, которые означали, что человек сидел в лагерях, был в плену или в оккупации: всем без исключения разрешили иметь совершенно одинаковые паспорта.

Возвращаясь к началу этой статьи, то есть к рассказу о том, как меня забрали в милицию за отсутствие паспорта, хочу пояснить, что ситуация с проверкой документов у нас неоднозначная. С одной стороны, российские законы не обязывают гражданина носить с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий его личность. Но с другой, милиционер может вас за отсутствие оных запросто задержать. Дело в том, что, когда милиционер останавливает прохожих и просит предъявить документы, он руководствуется двумя нормами. Во-первых, это ст.11 закона "О милиции", где сказано, что сотрудник милиции имеет право проверять документы у граждан, если у него есть достаточные основания подозревать их в совершении преступлений и административных правонарушений. И, во-вторых, ст.19.15 "Административного кодекса", где написано, что административным правонарушением является пребывание или проживание гражданина без паспорта или с нарушением правил регистрации. Таким образом, каждый прохожий, оказавшийся на улице без паспорта, является потенциальным правонарушителем. Это дает основание милиционеру остановить его, проверить документы и в случае их отсутствия отправить гражданина в отделение милиции, где после трехчасового выяснения личности его придется отпустить. Но сидеть три часа в отделении мало кому хочется, поэтому многие предпочитают дать стражу порядка "на лапу" и выйти на свободу, как говорится, с чистой совестью. Милиция, кстати, этим и пользуется.

Выбор читателей