Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Сегодняшний кризис внутреннего туризма имеет свои корни в далеком прошлом. Туризм, как и все сферы сервиса, развивался в Советской России ни шатко ни валко. Туристская инфраструктура была построена по строго географическому принципу. На каждый райцентр, к примеру, полагалась гостиница, вне зависимости от того, есть там на что посмотреть или нет. В результате такие "готели" простаивали полупустыми, а кое-где и вовсе не посещались туристами. Гениальный "ход конем" был придуман в отношении экскурсионного обслуживания. В любом городе туристов возили по объектам, связанным с историей революционного движения (а революционное движение было везде, и попробовали бы вы заикнуться, что его где-нибудь не было), а также показывали местную гордость – промышленные предприятия, построенные за годы советской власти. Весь объем этого, с позволения сказать, "туристского продукта" был равномерно размазан по одной шестой части суши и являл собой бомбу замедленного действия, которая и рванула с приходом новых экономических отношений.
Советский туризм почил в бозе, но дело его живет! Не везде, конечно, но живет. Самые лакомые куски быстро "прихватизировали" новые или старые хозяева. Курортное Черноморское побережье, шикарные отели Москвы – эти части туристской сферы цветут и пахнут. Приятной зеленью. А в остальном, прекрасная маркиза?
Огромная часть России с гигантским потенциалом для отдыха не развивает этот самый потенциал, а в лучшем случае, сохраняет когда-то достигнутый уровень. Даже Золотое кольцо отнюдь не радует глаз новыми недорогими отелями и оригинальными маршрутами. Типична ситуация, при которой в региональном туристическом центре (типа Ярославля, Владимира или Вологды) есть одна-две гостиницы экстракласса с запредельными ценами от 50 у.е. за место. В то же время в Европе аналогичный по комфорту отель считался бы средним (как правило, 3 звезды), и проживание в нем стоило бы на порядок меньше. В средней ценовой категории от 20 до 50 у.е. находятся такие прибежища одинокого путника, что в цивилизованной стране не получили бы и половину звездочки. Большая их часть построена в советское время и с тех пор не ремонтировалась. Несоответствие критерия "цена – качество" – основная беда российских отелей. Будем откровенны: российские гостиницы куда грязнее иностранных собратьев. О нижней ценовой категории говорить просто не хочется – номера без удобств с растрескавшимися стенами рассчитаны на закаленного борьбой с мировым империализмом советского человека. Смысл их существования в нынешних условиях непонятен.
При всем при этом мест на праздники и выходные всегда не хватает, то есть гостиниц элементарно мало. Попытайтесь-ка найти номер на майские праздники в том же Ярославле. Мой "собачий цирк" с поиском места, где бы остановиться в этом городе, окончился 1 мая 2004 сего года в гостинице Цирка. Страшное, я вам скажу, ребята, местечко. Запомнилась чья-то потерянная кеда на балконе моего обшарпанного номера, где из удобств была только электрическая лампочка. Стоило удовольствие, между прочим, 10 у.е. за ночь. В Чехии, например, за те же деньги спал бы себе на чистом белье в частном пансионе с завтраком. Почему я такой патриот?..
Общепит этих городов – отдельная песня о главном. До сих пор надо искать, где можно вкусно и быстро покушать. Нет ни одного города Золотого кольца, где бы на одной улице были специально сосредоточены ресторанчики и кафе. Нормальный сервис, когда тебя быстро обслужили и все, о чем написано в меню, оказалось в наличии, тоже редкость. Не далее как неделю назад официанты ресторана с веселым названьицем "Лимпопо" в Костроме сообщили нам, что любых горячих блюд у них ждут минут 30-40 – наверное, еду в "Лимпопо" поставляют прямо из Африки. Хороших придорожных кафе не сыщешь днем с огнем. У нас почему-то принято ставить у дороги невообразимые самопальные шашлычные. Просто страна диких шашлыков какая-то.
Заканчивая о теме питания, расскажу свой любимый случай. Год назад, будучи в славном Городе-герое Орле, мы с компанией заглянули в ресторацию "Северный олень". Ну ладно, к полусонным официантам, обсчету и прочим прелестям мы уже привыкли. Однако при выходе дорогу нам загородил охранник с требованием... заплатить за вход! Да, да, именно за вход. Что же оказалось? Ровно в 17:00 с каждого переступившего порог "Северного оленя" взимается плата. Это ресторан, не клуб – концертов или еще чего-то такого там не бывает, но плата вечером берется. Нам же повезло зайти за 15 минут до часа "икс", но у охранника, видать, что-то в мозгах переклинило. Напоследок "олений" страж возмущенно бросил нам: "В ресторан с деньгами ходить надо!" Неужели такое возможно в регионе, дорожащем туристами?
Этот пример, кстати, неплохо иллюстрирует еще одну проблему внутреннего туризма в России – ментальную. Работники турсферы в старинных русских городах, где действительно есть на что заловить московского или питерского приезжего, не хотят понять, что мы – это их прибыль. Соответственно, и отношение к нам должно быть приветливым и внимательным. От этого мы будем оставлять у них еще больше денег. А так, мне пришлось выслушать тираду работницы гостиницы в Выборге, где даже батареи со времен Финской войны не менялись (!), мол, москвичи хотят, чтобы завтрак был вовремя, а ведь так не бывает. Почему-то за 20 километров от Выборга, в Финляндии, так бывает...
Да, еще бытуют всякие "милые" мелочи. Если вы едете на машине – приготовьтесь к дрянным дорогам и несоответствию карты действительности. Путешествуете на перекладных? Будьте бдительны – количество междугородных автобусных рейсов только сокращается. Планируя автобусные маршруты в провинции, рекреационный ресурс местности в расчет не берется никогда. Закупайте путеводители заранее. В городе наподобие Твери он еще найдется в продаже, где-нибудь в центре или в музее, а вот малом русском городе – вряд ли. И еще тысяча деталей, способных отравить ваш отдых на Родине...
А с чего она начинается, Родина? С картинок, с умильных видов старинных домиков и церквей, величавых соборов и устремленных ввысь деревянных храмов Севера. Величайшее богатство, культурно-историческое наследие тысячелетнего народа уходит сейчас, как песок сквозь пальцы. Памятники как разрушали в не шибко умные в этом отношении советские времена, так и разрушают. Сейчас вот вовсю ломают древнюю городскую застройку Казани, к празднованию тысячелетия города готовятся. Как всегда, будут новоделы вместо восстановленных домов. А в Ростове Великом сам Кремль того и гляди развалится. В конце 60-х годов город законсервировали. Ничего нового в историческом центре не строили, но и про реставрацию тоже почему-то забыли. Деревянные памятники как гнили и горели, так и продолжают. Соответственно, становится их все меньше и меньше. Так называемые музеи деревянного зодчества, куда лет 20-30 назад скопом свозились церкви, часовни, избы и даже кресты с кладбищ, в общем-то и сами являются кладбищами – деревянной архитектуры. Выдернутые из природного ландшафта и расставленные по периметру парка, уникальные памятники растворяются друг в друге, не образуя органичной композиции. Вероятно, перевозить деревянные объекты в парки необходимо, чтобы их сохранить, но в нормальных странах на их месте восстанавливают точные копии, а у нас?
Русскую усадьбу как объект туризма мы, считай, уже потеряли. Более 90% усадеб разрушено или лежат в руинах. Традиционный русский пейзаж провинции – церковь с полем или лугом с деревенькой неподалеку – не отыщешь днем с огнем. В лучшем случае будет заросший кустами, бесхозный храм без крыши. А ведь это, вместе с усадьбами с парками, видовой туризм, столь ценимый во всем цивилизованном мире. Посмотрите, как лелеют в Англии "викторианский пейзаж", как пестуют все без исключения классические сады Франции! Потому что там понимают, как это важно, видовая память формирует вкусы нации.
Конечно, есть у нас и положительные тенденции. Всего несколько лет понадобилось, чтобы поднять из небытия маленький городок с "большим названием" Великий Устюг. Прекрасный пример туристской раскрутки малого города. Но в то же время, десятки его собратьев, которым не посчастливилось стать родиной Деда Мороза, влачат жалкое существование при гораздо большей потенциальной привлекательности. Для сравнения: в таких городах как Галич или Чухлома даже зимой не бывает горячей воды, туристская инфраструктура начинается и заканчивается краеведческими музеями, которые работают время от времени. Примеров много...
Иногда и раскручивают не так, как надо было бы. В два года испортили Соловки. Сам Бог велел быть Соловкам объектом паломничества и туризма серьезного, сосредоточенно штучного – маленькие они, и история их очень специфична. Однако массовые завозы веселых компаний и планы строительства развлекательного центра больше бередят умы туроператоров. На костях монахов и заключенных – развлекательный центр, зачем и во имя чего?
Внутрироссийский туризм переживает кризис – и на экономическом, и на духовном, если угодно, уровне.
Армия продолжает отрабатывать по объектам противника