На правительство спустили медведей

"Единая Россия" вышла на тропу войны с правительством – именно так участникам и гостям прошедшего в минувшую субботу V съезда единороссов было предложено истолковать доклад Грызлова, а также кулуарные реплики видных "медведей"




"Единая Россия" вышла на "тропу войны" с правительством. Именно так участникам и гостям прошедшего в минувшую субботу V съезда единороссов было предложено истолковать доклад лидера партии Бориса Грызлова, а также кулуарные реплики видных "медведей" в перерывах форума. Критика была жесткой, слова – резкими, а присутствовавший при всем этом Александр Жуков – в одном лице и единоросс, и вице-премьер в правительстве Фрадкова – хмур и невесел. Однако речи с трибуны съезда и интервью в его перерывах не могли скрыть главного – сильной растерянности "медведей" перед лицом все большей опасности стать козлами отпущения на нынешнем этапе реформирования страны. Кстати, живой козел, которого активисты "Родины" привели в субботу ко входу гостиницы "Салют" (который, по словам участников акции, более соответствует эмблеме единороссов, чем добродушный медведь), в какой-то степени действительно приличествовал моменту. Угроза стать крайними в стане единороссов воспринимается уже панически. Накануне съезда в нескольких отделениях партии в регионах были проведены чистки – недовольных выводили из состава политсоветов и исключали из партии. На войне как на войне, сомневающихся быть не должно. Однако и игнорировать идущие снизу тревоги руководство партии, да и курирующий ее Кремль не мог. Потому для съезда и был выбран беспроигрышный с точки зрения штатных политтехнологов ход – резкая критика правительства.

Критиковал Грызлов в своем докладе. Ход всех реформ, осуществляемых правительством – административной, социальной, пенсионной, – идет не так, как нужно. Лидер единороссов, вскользь отметив "конструктивный характер" взаимодействия Думы и Белого дома, всей последующей речью фактически опровергал этот свой посыл. Вопреки ожиданиям, в докладе ничего не было сказано о т.н. "нулевых чтениях" бюджета – практике предварительного согласования законопроектов между кабинетом и парламентом, чем единороссы до последнего времени так козыряли. Практически ничего не было сказано ни об удвоении ВВП, ни о модернизации армии, а борьба с бедностью в докладе Грызлова была увязана лишь с гипотетическим повышением МРОТ до уровня прожиточного минимума. Как будет рассчитываться прожиточный минимум в 2007 г., когда этот вопрос будет решаться, никто из единороссов сегодня сказать не может.

Единороссы обвиняют правительство в бездействии, медлительности и некомпетентности на всех стадиях реализации решений – от их принятия до претворения в жизнь. Кабинет Фрадкова, мол, саботирует думские (читай: единороссовские) запросы по законопроектам, вял в проявлении законодательных инициатив и, самое главное, проявляет некомпетентность в реализации уже одобренных решений. К примеру, реализация закона о льготных выплатах – наиболее чувствительного в череде реформаторской практики последнего года, – явно стопорится: правительство, считают единороссы, даже не сосчитало льготников и уж точно не выделило регионам обещанных средств. По словам вице-спикера Думы Любови Слиски, "теперь с правительством у нас будет другой разговор".

Впрочем, считать, что уже с этой недели единороссы начнут разговаривать с правительством на языке силы, не приходится. Жесткие слова в адрес кабинета Фрадкова – вовсе не глас оппозиции. Не стоит забывать, что нынешний кабинет министров – такой же проект Кремля, как и сама "Единая Россия", и время бунта двух порождений одной сущности пока не пришло. Можно предположить, что единороссам, в конечном счете, отдадут на заклание Михаила Зурабова – именно эта фамилия присутствовала в докладе Бориса Грызлова в качестве иллюстрации плохой работы кабинета министров. Но в любом случае, растиражированные в регионах тезисы руководства партии должны успокоить местные партячейки, давно чувствующие себя как рыба на сковороде. Теперь, несмотря на наличие в правительстве трех единороссов – Жукова, Шойгу и Гордеева, – его можно спокойно критиковать в губерниях, что ближе к центру, и "валить" на окраинах. Эффект оппозиционности призван сбить возможную волну народного отторжения политики партии власти. Стоит отметить, что эта тактика в прошлом уже приносила единороссам эффект, причем ощутимый. Год назад они столь же убедительно критиковали кабинет Михаила Касьянова. Тогда приводились схожие аргументы: у нас есть свои люди в кабинете (год назад сам Борис Грызлов в должности главы МВД, сегодня – Александр Жуков как вице-премьер правительства), но все равно это не партийное правительство, а раз так, то мы за его корявые действия ответственности не несем. Кремлевским политтехнологам удалось причудливым образом перенести известную мифологему о "хорошем царе – плохих боярах" на почву представительной демократии, создав сходную параллель в виде "хорошей Думы – злого правительства". Подобный незамысловатый подход действует: согласно последним опросам, популярность единороссов все еще сравнима с той, которая привела их год назад к победе на парламентских выборах, а правительство Фрадкова так же не в чести, как и кабинет Касьянова.

Раскритиковав правительство, съезд решил реформировать и саму партию. Собственно, эту часть форума гости и пресса ждали с особым интересом: накануне СМИ на все лады спорили, как далеко пойдут единороссы в реформировании руководящих органов. Ведь кроме вполне назревшей необходимости навести элементарный порядок в причудливых аппаратных надстройках партии, образовавшихся в свое время после слияния "Единства" и "Отечества", оставался недвусмысленный посыл президента "определиться с идеологией". Многие сочли, что определятся уже к съезду. Однако размежевания на правоцентристов и левоцентристов так и не произошло. По слухам, Кремль дал единороссам последний шанс подготовить в ближайшие полгода новую программу партии, которая стала бы прочной основой для политической силы, желающей пережить своего отца-основателя.

Что касается организационного перепостроения – как то: упразднения Центрального политсовета (о котором прежде было известно только то, что он был: говорят, многие его члены к сегодняшнему дню вообще запамятовали, что состоят в этом органе) или учреждении поста председателя партии (его занял Борис Грызлов), – то лицо партии от этого вряд ли стало глаже. Партийная пирамида превратилось в точную копию властной вертикали: там президент – здесь председатель; там правительство – здесь генсовет; там администрация президента – здесь президиум генсовета. С другой стороны, явно сполз в политический кювет Высший Совет партии, специально созданный в свое время под беспартийных (как тогда требовал закон) Грызлова, Лужкова, Шаймиева и Шойгу. Как уже было сказано, Грызлов ушел в председатели, а вот остальные остались в этом, похоже, потерявшем всякое влияние на партию органе. Мэр Москвы Юрий Лужков на съезде выглядел крайне сумрачным. Примечательно, что никто из этой четверки так к прессе и не вышел – журналистов привечал второй эшелон активистов партии.

Выбор читателей