Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": Леонид Яковлевич, лидеры СПС неоднократно говорили, что основой вашей организации является молодежь. Что случилось – молодежь выросла, возмужала, почему же столь низка электоральная поддержка?
Леонид Гозман: Результат 2003 г. был следствием наших собственных ошибок. Мы не воспользовались возможностями, которые у нас были для победы, за что и поплатились. Все логично и естественно. Именно поэтому наша партия не подавала в Верховный суд никаких жалоб. Не потому, что у нас не было фактов нарушений и подтасовок, их было не меньше, чем у "Яблока". А именно потому, что мы считаем, что главная ответственность лежит на нас. Искать причины по мелочам – не наш стиль. Мы не хотим говорить, что с нами поступили несправедливо. Мы сами во всем виноваты, и мы сами все исправим. Мы по-прежнему рассчитываем на молодежь, но не только на нее. Вообще, ориентация только на молодежь – это такой юношеский шовинизм, более подходящий для организаций хунвейбинов. Это не наша линия. Но то, что среди наших сторонников молодого поколения больше, чем пожилых, это факт. Вспомним, кто за нас голосовал в 1999 г., когда мы победили: процент молодых людей в нашем электорате был в 2 раза больше, чем у конкурентов. Это по-прежнему так, и это наше достижение.
"Y": Возможно ли объединение оппозиции на либеральной платформе?
Л.Г.: Я бы предпочел говорить о либеральной платформе как таковой. А является она оппозиционной или нет, зависит от ситуации. Мы как партия существуем 10 лет. Как общественное движение – лет двадцать. Как направление общественной мысли мы существовали и будем существовать в России всегда. Поэтому мы не можем связывать себя с каким-то конкретным именем. В том числе и с именем Владимира Владимировича Путина. Ни в плюс, ни в минус. А что касается объединенной либеральной платформы или создания общей структуры, мы считаем, что она необходима. Однако создать ее путем договоренностей с лидерами других демократических организаций не получается. И вряд ли получится.
Еще в январе прошлого года мы предложили "Яблоку" сделать единый список. Шли конфиденциальные переговоры, мы согласились на все требования "Яблока", в том числе на персональные требования, хотя считали их аморальными и необоснованными. Получили публичный ответ: вместе с нами подлинные демократы никогда не сядут. В ноябре 2003 г., когда уже поздно было создавать совместные списки, мы предложили Григорию Явлинскому простую вещь. Сказали: давайте напишем общее обращение к избирателям, в котором призовем голосовать за одну из наших партий. За любую. Подпишете вы и Немцов. У нас противоречия, мы друг друга не любим, но ведь обе партии – за свободу и демократию. Они отказались. Ясно, что на уровне партийного начальства договориться не получится. А уж когда на Гражданском конгрессе Григорий Алексеевич предложил объединиться на базе его партии, стало окончательно ясно, что объединение нереально.
Есть другой путь – это сотрудничество на региональных выборах. Мы из восьми предвыборных кампаний осенью этого года успешно выступили в семи. В Туле мы взяли более 6%, в Иркутске – 7%, в Брянске – 8,5%, в Кургане – почти 11%. На местных выборах мы даже 7%-ный барьер проходим. При этом мы предлагали и предлагаем на выборы в местные законодательные собрания идти в блоках. Закон этого не запрещает. Блоки будут запрещены только на федеральном уровне. Мы за то, чтобы блокироваться политическим, гражданским структурам, кому угодно. Разумеется, речь идет только об организациях нашего политического спектра. Вот это может стать базой для единой либеральной структуры. Если не получится, то...
"Y": Накануне Владимир Лысенко сказал, что объединение либералов возможно только в случае одновременного отъезда из России "далеко и надолго" Григория Явлинского и Анатолия Чубайса. Можете прокомментировать?
Л.Г.: Я не знаю планов Григория Алексеевича. Я твердо знаю, чего не будет – отъезда Чубайса далеко и надолго. Мы здесь живем и будем жить, нравится это кому-то или не нравится. Что бы нам ни советовали. Если же немного смягчить формулировку г-на Лысенко, то можно сказать: объединение либеральных сил возможно только в том случае, если во главе либеральных партий не будут стоять некоторые наиболее известные, а соответственно, вызывающие к себе противоречивые чувства люди. У Григория Алексеевича много сторонников, среди них много достойных людей. Но есть и сильные противники, которые его не любят. То же самое можно сказать про Анатолия Чубайса. Мы абсолютно согласны с тем, что ни Явлинский, ни Чубайс, ни другие известные лидеры демократических организаций не должны быть во главе демократического объединения.
"Y": Была такая идея: одновременный роспуск всех партий демократической ориентации и создание единой либеральной партии. Кому она принадлежит, и насколько это осуществимо?
Л.Г.: У нас была такая идея. Мы были к этому готовы. По поводу авторства – ой, не знаю. Это было какое-то общее место. Авторов припомнить не могу.
"Y": Существует такое мнение, что в СПС имеется два крыла: одно настроено оппозиционно по отношению к действующей власти, второе готово работать с Владимиром Путиным. Так ли это?
Л.Г.: Это неправда. В СПС существует не два крыла, а штук 50, наверное. Мы либеральная партия, а посему друг с другом постоянно спорим. В том числе и о нашем отношении к Владимиру Путину. В то же время я думаю, что подобное мнение – это предельная примитивизация. Я неоднократно слышал про самого себя, что являюсь участником той части СПС, которая за Путина, но некоторые мои действия и высказывания таким образом интерпретировать сложно. В то же время, у нас есть люди, которых относят к ярым противникам президента, но они порой вполне солидаризируются с ним.
"Y": Многих удивил подход к выборам лидера СПС. Особенно принятое решение о том, что кандидат должен внести в партийную кассу 2 млн рублей. По-моему, мировая практика подобного не знала.
Л.Г.: Почему это вас удивляет? У нас есть процедура, которая утверждена политсоветом. Не хочу углубляться в тонкости, скажу лишь, что в конце декабря политсовет должен окончательно определиться с этим процессом. Что такое 2 млн руб., которые вносит кандидат на пост лидера? Мы исходили из того, что человек, который будет олицетворять СПС, должен обладать рядом качеств. Он должен быть идеологически наш, он должен быть узнаваем и уважаем, иначе мы потеряем голоса избирателей. Но все-таки, председатель политсовета должен уметь собирать деньги. Партии нужны деньги, она без денег жить не может. Если мы выберем очень хорошего человека, который не понимает, как это делается – я имею в виду собирание денег, – значит, рядом с ним окажется другой человек, который это умеет. И он будет обладать влиянием, а глава партии не будет полностью легитимным лидером. Поэтому нам кажется, что лидер партии должен уметь собирать деньги. Для простого человека это деньги серьезные, но для партии это очень небольшая сумма. Если ты хочешь стать председателем политсовета, парень, покажи, что ты хоть такую сумму можешь собрать. Мы не говорим, что эти деньги должны лежать у тебя на книжке. Нам все равно. Пройди по друзьям, скажи им: "Помогите мне стать лидером СПС". Друзья дадут по 5 тыс. рублей. Достаточно 400 друзей. Это нормальная вещь. Просто показатель того, что человек способен сделать, способен выполнять одну из своих обязанностей.
"Y": В проекте Григория Томчина предполагается, что кандидатом в лидеры СПС может стать даже не член партии?
Л.Г.: Чтобы претендовать на лидерство, членом СПС быть не обязательно. А вот чтобы стать лидером – надо быть членом СПС. Мы примем 2 млн рублей даже у человека с улицы. Если он хочет – пожалуйста. Но если дойдет до дела, то есть до выборов, то ему нужно будет вступить в СПС, а политсовет партии должен будет его кооптировать. По нашему уставу председатель политсовета избирается из членов политсовета.
"Y": У вас есть прогноз относительно выбора лидера?
Л.Г.: Это не скачки, чтобы прогнозы делать. У меня есть кандидатура, но я ее никому не назову.
Армия продолжает отрабатывать по объектам противника
Уровень нестабильности растет с каждым днем