Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Стоит заметить, что накануне обсуждения договора в эстонском парламенте российская сторона недвусмысленно дала понять, что ратифицирует его лишь в том случае, если он не будет как-либо увязан с "советской оккупацией Эстонии с 1940 по 1991 годы". Как заявил глава МИД Сергей Лавров, "мы будем выносить договор на ратификацию только когда убедимся, что ратификация в Эстонии прошла без каких-либо увязок и условий". Весьма вероятно, что официальный Таллин был бы и рад это сделать, однако в таком случае не было ни малейших шансов собрать в парламенте, где преобладают правонационалистические силы, необходимое число голосов.
В итоге был предложен компромисс, как это казалось эстонцам. Неприятные для России вещи были добавлены не в сам текст документа, а в прилагавшуюся к нему преамбулу. По всей видимости, эстонская сторона надеялась, что РФ проявит добрую волю и сделает вид, что она этого не заметила. Однако, как оказалось, Россия вовсе не горит желанием любить без взаимности, тем более что российско-эстонский договор гораздо нужнее Эстонии. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство отечественных политиков и политологов к нынешнему решению МИДа отнеслись с большой симпатией. Как заявил официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Яковенко, дополнив закон о ратификации пограничных договоров с Россией конъюнктурной преамбулой с косвенным упоминанием "советской оккупации" и Тартуского мирного договора, парламент Эстонии сделал их неприемлемыми для России. Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин считает, что "от действий эстонского парламента, принявшего неприемлемый для России закон о ратификации пограничных договоров с Россией, в результате пострадает, прежде всего, сама Эстония".
Не менее категорично о решении эстонских парламентариев высказался и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его словам, "Россия не согласится с оговорками, которые эстонский парламент вписал при ратификации российско-эстонского договора о границе. Если у Эстонии есть эти оговорки, то пусть сами они с ними и разбираются, у нас никаких вопросов нет".
Как отметил в интервью "Yтру" сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, Россия поступила совершенно правильно, поскольку, внеся поправки в подписанный документ, Эстония элементарно нарушила стандартную процедуру ратификации договора и норму международного права. Фактически это могло быть расценено как политическое оскорбление. Недаром, заметил Дискин, премьер-министр Эстонии сам умолял депутатов не вносить таких поправок, указывая на то, что это приведет к обострению проблем с Брюсселем. Однако депутаты предпочли предвыборный популизм и поступились национальными интересами.
Поправки в преамбуле – скрытые территориальные претензии, которые не может выдвигать член ЕС. Теперь Россия может обратиться к Брюсселю и даже в Верховный суд Евросоюза. И, что весьма вероятно, будет услышана. Дело в том, что европейцы держат зуб на "новичков" Евросоюза, полагая, что кризис в ЕС во многом произошел из-за них. "Европейски ориентированная" Европа смотрит на Россию. У нас слишком много общих экономических интересов, – сказал Иосиф Дискин "Yтру". – И европейцы действительно заинтересованы в углублении отношений с нами. Новые же члены – наоборот. Это стало одним из важных факторов, почему не состоялась евроконституция. При ее разработке новым членам дали столько голосов, что вместе с Великобританией (непотопляемым авианосцем США) они могли бы блокировать любые решения, направленные на улучшение отношений с Россией. Получалось, что хвост мог бы вертеть собакой".
Впрочем, ведущие европейские страны обижены на Эстонию вовсе не только из-за России. Заручившись гарантией дотаций ЕС, прибалтийская республика немедленно снизила налоги компаниям, действующим на ее территории, – с понятной целью привлечь сторонние инвестиции и поднять уровень жизни своих граждан. Другой источник доходов – перевалка российских грузов. И теперь европейцы говорят: если у вас настолько все хорошо, чтобы снижать налоги, отказывайтесь от дотаций. Они не хотят оплачивать процветание новых членов. "России я бы также порекомендовал отказаться от эстонских перевалочных пунктов и строить свои, это было бы справедливо", – резюмировал Иосиф Дискин.
Преступления удалось предотвратить