Тегеран мастерит атомную бомбу на заднем дворе

Инспекторы МАГАТЭ в Иране обнаружили секретный объект, где, возможно, проводилось обогащение урана в военных целях. Скорее всего, находка будет обсуждаться на сессии Совета управляющих в Вене, начавшейся 12 июня




Призрачная иранская ядерная бомба имеет одну особенность – если она есть, то ее сразу нет – в том смысле, что стоит инспекторам возопить "Ага!", как улика сразу куда-то пропадает, и схватить атомщиков за руку уже не представляется возможным.

Тем временем Тегеран продолжает мастерить боеголовки на заднем дворе, по крайней мере, так можно подумать, полистав The Daily Telegraph. Британская газета сообщает о случайном открытии МАГАТЭ – секретном оборонном проекте, не отмеченном ни в одном отчете, и совершенно не вписывающемся в мирноатомную концепцию иранской энергетики.

Проект называется Zirzamin-27 и предусматривает обогащение урана в военных целях, проще говоря, для снаряжения боеголовок. До сих пор инспекторам не удавалось пробиться к Zirzamin, хотя о его существовании Агентство, в принципе, догадывалось. Проектом руководит лично Мохсен Факри-Заде, глава Защитного Центра готовности и технологий Ирана, а подобные ведомства, как правило, не отличаются разговорчивостью.

В ответ на международные упреки Тегеран только пожимает плечами, мол, разве должно руководство страны предоставлять наблюдателям информацию о сети закрытых научных лабораторий? А ведь МАГАТЭ требует именно этого, не желая жить на одних подозрениях. Приходится довольствоваться скупыми утечками.

Все, что утекло о секретном оборонном проекте, инспекторы доложат на заседании Совета управляющих МАГАТЭ в Вене. Заседание началось в понедельник 12 июня и продлится до среды, правда, прессе там будет нечем поживиться, потому что господа управляющие предпочитают совещаться за закрытыми дверями.

Почти наверняка в дискуссиях всплывет больная тема "недостаточной прозрачности", а вместе с ней, глядишь, и Zirzamin-27. Участники венского форума за несколько дней до открытия получили по экземпляру доклада Мухаммеда эль-Барадеи на тему "как Тегеран выполняет международные соглашения".

Документ, не в пример своим ооновским братьям, совсем крохотный, всего три странички о центрифугах, непрозрачности и неясности. Обогащение урана на территории Исламской Республики идет не то чтобы полным ходом, но все-таки идет – на каскаде из 164 центрифуг под бдительным контролем Агентства. Однако до полной мирноатомной идиллии далеко, ведь Иран так и не отозвался на предложения западных держав, переданные намедни самим верховным комиссаром ЕС Хавьером Соланой.

"Ирану следует изучить полученные предложения, - заявил иранский МИДовец Хамид Реза Асефи. - Мы считаем, что некоторые пункты в пакете предложений для нас приемлемы, но в то же время в нем также существуют некоторые двусмысленности и пункты, которые, по нашему мнению, там вообще не должны быть".

Кроме того, у Исламской Республики имеются свои собственные соображения относительно ядерной сферы. Их Асефи обещал "в ближайшее время" также озвучить.

Выбор читателей