Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Прошедшая в Нью-Йорке пресс-конференция Дональда Трампа разочаровала оптимистов и порадовала пессимистов. Те, кто верил, что при новом президенте США закончилась полоса конфронтации между Москвой и Вашингтоном, приуныли - судя по риторике, экстравагантный американский лидер не собирается идти на поводу у Владимира Путина и готов к жесткому разговору.
Фото: Gary Hershorn/ Global Look
Однако однозначных выводов делать пока нельзя. Очевидно, что Дональд Трамп говорил прежде всего для своих внутренних оппонентов, всерьез обеспокоенных предвыборными речами кандидата. Сейчас куда важнее успокоить страсти, иначе после инаугурации, которая должна состояться 20 января, он не сможет добиться поддержки в Конгрессе ни одного своего законопроекта. И если можно и нужно было идти против мейнстрима во время избирательной кампании, то теперь, когда главными противниками президента стали не рядовые американцы, а конгрессмены-ястребы, ему приходится выбирать выражения.
В точно такой же ситуации оказался его предполагаемый госсекретарь Рекс Тиллерсон, который подвергся 9-часовому допросу в сенатском комитете по международным делам с 40-минутным перерывом на обед. Глава ExxonMobil ответил на каждый вопрос именно так, как от него ждали, — с долей враждебности по отношению к России. Ну, разве что отказался назвать Владимира Путина военным преступником, хотя один из сенаторов от него это потребовал.
Самые яркие цитаты из ответов Дональда Трампа:
- "Если Путину нравится Дональд Трамп, я считаю это активом, а не уязвимостью. Я буду договариваться с Путиным, но велик шанс, что мы не договоримся. И давайте начистоту: неужели кто-то думает, что Хиллари была бы более жестким переговорщиком, чем я? Хватит уже".
- Президента просят поклясться, что ни у него, ни у членов его команды не было связей с Россией. Ответ: "Россия станет значительно больше уважать нашу страну, когда я буду ее лидером".
- "Кнопки перезагрузки в отношениях с Россией нет - либо мы поладим, либо нет. Я надеюсь, что поладим, может, нет, это тоже возможно, но... Россия, Китай, Япония, Мексика - все страны будут уважать нас гораздо больше, чем при предыдущих администрациях".
Самые яркие цитаты из ответов Рекса Тиллерсона:
- "Россия в настоящее время представляет угрозу, но она не непредсказуема в продвижении своих собственных интересов. Она вторглась на Украину, включая захват Крыма. Она поддерживает сирийские войска, которые жестоко нарушали законы войны".
- О том, признают ли США Крым российским: "Единственный способ, чтобы это сделать, - широкое соглашение, которое устроит и народ Украины".
- "Я думаю, что нам важно оказывать Украине всю необходимую поддержку, для того чтобы она могла защитить себя от дальнейшей экспансии или агрессии".
Разумеется, американская система сдержек и противовесов заставляет политиков говорить не то, что они думают на самом деле. Означает ли это, что Дональд Трамп и его будущая администрация после инаугурации президента и утверждения Рекса Тиллерсона в должности госсекретаря в своей внешней политике пойдет нам навстречу и будет, наконец, учитывать наши обеспокоенности?
Было бы наивно предполагать, что новый президент, в отличие от уходящего, пожертвует геополитическим влиянием США ради России.
Мир глазами американца-патриота, кем, несомненно, является Дональд Трамп, выглядит совсем не таким, каким его видим мы. В нашем представлении он должен (в порядке приоритетности задач): убрать войска из Сирии и сотрудников разведки с Украины; прекратить финансировать политиков Восточной Европы, чтобы сам собой разрушился "пояс верности" Соединенным Штатам между Старым Светом и Россией; разогнать НАТО; демонтировать (или не начинать сооружать) элементы системы ПРО в Румынии и Польше, а также в Южной Корее; прекратить давить на Евросоюз, требуя проводить во вред самой Европе антироссийскую политику, в том числе экономическую; свернуть военные и военно-морские базы, разбросанные по всему миру, и возвратить в родные гавани все авианосные группы; уважать решения Совета Безопасности ООН.
Кроме того, нам бы хотелось, чтобы он снял с повестки дня и мелкие раздражители. Например, признал Крым частью России, а Абхазию и Южную Осетию суверенными государствами, отменил антироссийские санкции, в том числе позволил бы Евросоюзу их отменить, отказал в грантах российской оппозиции и украинской правящей элите, а также снял с довольствия Amnesty International, Freedom House, Human Rights Watch, USAID, "Голос Америки*", Радио Свобода* и т. д., прекратил финансировать украинский режим. На первое время достаточно, считаем мы.
Однако понятия Трампа о партнерских отношениях отличаются от наших. Если смотреть на мир его глазами, если считать американские интересы важнее российских (а иначе и быть не может), то ослабление своих геополитических конкурентов - важная задача.
Поэтому финансирование восточноевропейских элит, включая киевский режим, должно быть продолжено. Благо что майданные власти стоят недорого. "Пояс верности" Соединенным Штатам, который протянулся от Эстонии до Болгарии, - очень полезное геополитическое приобретение прежних администраций Белого дома. Конечно, он должен существовать как можно дольше. Для этого достаточно поставить пугливым прибалтам несколько танков, а поляков и румын успокоить развертыванием на их территориях элементов системы ПРО.
Отношение к Украине тоже отличается коренным образом. Эта страна - форпост в борьбе с одним из своих главных геополитических конкурентов, ее обязательно следует поддерживать. Хотя бы как разменную монету при торге на переговорах. Неслучайно в сентябре в своем выступлении по видеосвязи на "Ялтинской европейской стратегии" Дональд Трамп раскритиковал Германию и другие европейские страны за то, что они "недостаточно делают для поддержки Украины в ее конфликте с Россией". В своей речи тогда еще кандидат в президенты отметил: "По моему мнению, Украину не уважают должным образом в других частях Европы", - процитировала Guardian речь политика.
Да, Дональд Трамп, не говорил, что думает - ни во время избирательной кампании, ни во время вчерашней пресс-конференции. По разным причинам: в первом случае ради победы, во втором - ради того, чтобы избежать возможного импичмента. Но слова у американских политиков всегда расходятся с делами - так устроена их система власти.
"Утро" уже писало, что первым заместителем госсекретаря, вероятно, будет утвержден Джон Болтон - оголтелый ястреб, уверенный, что с Россией можно разговаривать только с позиции силы, держа палец на "красной кнопке". Вчера мы подробно разбирали доклад Национальной разведки США, в котором американские аналитики прогнозируют возрастание международной напряженности в ближайшие пять лет по всем силовым линиям протянувшимся неровными дугами по всему земному шару. В Америке считается, что всему виной - постепенное прекращение гегемонии США в мире. Чем не преминули воспользоваться Россия и Китай, которые, по мнению аналитиков, незамедлительно бросили вызов влиянию единственной сверхдержавы.
Исходить над из того, что свою гегемонию США без боя не отдадут. Риторика Дональда Трампа - это всего лишь слова, они могут нравиться или нет и произносятся в зависимости от сиюминутной конъюнктуры. Куда важнее дела. О них мы скоро узнаем.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт