Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Роскосмос решил отозвать все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М". В ходе огневых испытаний в них вскрылись технологические проблемы. Отзыв скажется на сроках запуска "Протонов": их придется отложить на несколько месяцев.
Фото: сайт Роскосмоса
Брак выявили на жидкостных ракетных двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производства Воронежского механического завода (ВМЗ). После того как в ходе огневых испытаний один из двигателей второй ступени дал сбой, его изучили вдоль и поперек и обнаружили, что при сборке изделия использовались "неликвидные компоненты". Вместо драгоценных металлов применялись менее жаростойкие, которые ставят на другие двигатели, выпускаемые на этом заводе.
Были ли эта подмена случайной или намеренной, разбираются сотрудники ФСБ, прокуратуры и Следственного комитета РФ. В настоящий момент они проводят проверку на предприятии. Не исключено, что по итогам разбора полетов достанется руководящим сотрудникам, которые отвечают за контроль качества и подписывают документы о приемке двигателей.
На прошлой неделе руководство госкорпорации "Роскосмос" провело на заводе выездное совещание, на котором решило отозвать все двигатели для "Протонов" для проверки и, в случае необходимости, устранения недостатков. В Воронеж вернутся все двигатели, выпущенные за последние годы - их насчитывается несколько десятков, включая те, что уже доставлены на "Байконур". График возврата должен быть подписан до конца недели.
Делать работу над ошибками на ВМЗ поручили научно-производственному объединению (НПО) "Энергомаш". В "Роскосмосе" считают, что там лучше заботятся о качестве и надежности выпускаемой продукции.
Одним из предприятий в структуре "Энергомаша" является Конструкторское бюро химавтоматики. Оно разрабатывает двигатели для второй и третьей ступеней ракет-носителей "Протон" и досконально знает их технические характеристики и особенности изготовления, сообщил журналистам генеральный директор НПО Игорь Арбузов. "Энергомаш" готов взять на себя аудит и дополнительный технический контроль всех произведенных двигателей. Специалисты помогут быстрее выявить причины дефектов и устранить их. Если все пойдет по плану, неминуемые задержки в запуске "Протонов" и "Союзов" удастся минимизировать.
У "Роскосмоса" на 2017 г. запланировано 27 стартов, восемь из которых - с участием "Протонов". К примеру, в конце первого квартала планировалось доставить на орбиту военный спутник связи "Благовест". Теперь при самом оптимистичном раскладе старт состоится в июне или июле. Запуски, запланированные на конец года, будут перенесены на следующий.
За перенос сроков пуска предусмотрен штраф в размере нескольких процентов от стоимости этого пуска. Однако в "Роскосмосе" готовы платить неустойку - лишь бы дефекты были устранены. Представители госкорпорации заявили, что не будут торопить инженеров и гнаться за сроками. Качество поставлено во главу угла.
В последние годы запуски российских ракет-носителей "Протон-М" несколько раз оканчивались неудачей. Последний такой случай произошел в мае 2015 года, когда российская ракета не смогла вывести на орбиту мексиканский спутник связи, а ровно за год до этого потерпела крушение ракета-носитель со спутником "Экспресс АМ4Р". Еще пять аварий с участием "Протонов" произошли промежутке с 2010-го по 2013 год.
Во всех случаях причиной космических происшествий, каждое из которых обошлось нашей стране в миллиарды рублей, были названы технические неисправности ракеты-носителя, вызванные человеческим фактором. Эта серия аварий привела к увольнениям ряда высокопоставленных чиновников в космической отрасли, а также к попыткам серьезно перестроить отечественную аэрокосмическую индустрию.
Не обращать на это внимание уже невозможно