|
Тревожная информация поступила в Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) морской администрации порта Калининград из Шведской береговой охраны. Как сообщается, погранотряды уже осмотрели названный район и установили, что там нет российских судов и кораблей, которые могли бы быть источником разлива топлива.
О чрезвычайной ситуации поставлены в известность Калининградская специализированная морская инспекция природных ресурсов России, Балтийское аварийно-спасательное управление, а также соответствующие ведомства в Москве.
Отметим, что подобные ЧП в акватории Балтийского моря, к сожалению, не редкость. Экологические аварии случаются здесь ежегодно. Напомним несколько крупных из них, произошедших за последнее время.
В августе 2002 г. после военных учений Балтфлота в море было обнаружено нефтяное пятно размером 320 тыс. кв. метров. Источник загрязнения не был установлен, но, по некоторым данным, мазут могли выбросить корабли, участвовавшие в маневрах. Пятно такого размера и консистенции содержит примерно 1,5 т нефтепродуктов, а экологический ущерб от 1 т химии оценивается в 1 млн рублей.
Летом прошлого года после шторма на калининградском побережье произошел выброс нефтепродуктов. Было загрязнено более 30 км в районе национального парка "Куршская коса", Зеленоградска и Балтийска. На очистку береговой полосы были брошены почти 1 тыс. моряков Балтфлота и 100 единиц техники, в работе участвовали также школьники из оздоровительных лагерей. Было собрано более 1,5 т смеси нефти с песком, в котором содержалось 20% чистого мазута. Источник загрязнения установлен не был.
В октябре 2003 г. в Калининградском заливе появились яркие радужные пятна. Нефтяное пятно дрейфовало в районе г. Балтийска в Севастопольской бухте. Площадь пленки равнялась более 8 тыс. кв. метров. Откуда она взялась, также неизвестно.
Крупные нефтяные пятна обнаружены были и январе 2004 г. в районе затонувшего у побережья Калининграда судна "Балхаш". На его борту находилось около 10 т дизельного топлива и 440 кг моторного масла. Отдельные разводы достигали размеров 200 х 60 м, что свидетельствовало об утечке именно из этого корабля.
В марте этого года министр иностранных дел Швеции Лайла Фрейвальд, выступая с докладом в дипакадемии МИД РФ, заявила, что Россия должна присоединиться к усилиям ЕС, согласившись с необходимостью присвоения Балтийскому морю статуса "особо чувствительной морской зоны" и ускорить темпы списания однокорпусных танкеров, чтобы защитить его экологию.
По ее словам, Россия и Швеция взаимно заинтересованы в безопасности судоходства. Она также напомнила, что в 2003 г. восемь береговых государств региона Балтийского моря предложили обратиться в Международную морскую организацию с заявкой о признании практически всей акватории "особо уязвимым регионом".
Комментируя инициативу повышения экологического статуса Балтийского моря, представитель аппарата полпреда в СЗФО, командующий Северным флотом Михаил Моцак сделал весьма серьезное заявление: "Трудно признаться самим себе, но мы нарушали экологию Балтийского, да и Белого моря". Он также пояснил, что "несколько лет назад отправлялись спецэкспедиции, которые изучали морское дно на предмет наличия оружия Первой и Второй мировых войн. Тема эта очень специфическая, щекотливая". Представитель полпреда в СЗФО считает, что "надо очень серьезно поработать и определить статус экологической безопасности Балтийского моря".
Другого мнения придерживается Леонид Коровин - член ХЕЛКОМ (исполнительного органа Хельсинской комиссии, конвенция которой в течение 30 лет определяла международные отношения между прибалтийскими странами по охране моря). Он считает, что сегодня, когда говорят о статусе "особо чувствительной морской зоны", имеют в виду лишь название, но мало освещают то, что за этим названием стоит. Между тем такой статус предполагает, что прибалтийские страны будут предпринимать определенные условия по сохранению экологии Балтийского моря. С другой – требует пересмотра существующих на Балтике международных документов, посвященных охране окружающей среды.
Кроме того, особое правовое положение обычно присваивают уникальным объектам, которые действительно обладают неповторимостью: коралловым рифам, островам. Прецедента присвоения его морям пока не было. Это, на взгляд Коровина, первый случай, который недостаточно продуман с научно-нормативной точки зрения. Сегодня в Балтийском регионе действует множество международных документов, которые имеют сходные проблемы и задачи. Их наличия достаточно для того, чтобы решить экологические вопросы моря, говорит член ХЕЛКОМ.
Что касается трогательной заботы стран Прибалтики об экологии моря, то, по мнению Леонида Коровина, здесь все объяснимо. Дело в том, рост экономики России приводит в определенной степени к снижению экономических успехов иностранных коллег. Например, если грузооборот у нас возрастет, то он снизится в других портах прибалтийских государств. Это не может их не беспокоить, и таким образом они пытаются защитить собственные интересы.