|
Соответствующее заявление сделал на этой неделе глава министерства Андрей Фурсенко. По его словам, отмена льгот для медалистов произойдет, скорее всего, в ближайшие годы, а необходимость в принятии такого решения обусловлена тем, что "сама возможность льгот зачастую "играет" вовсе не так, как на это рассчитывают родители". При этом в качестве примера Фурсенко рассказал о знакомой выпускнице, которая сама отказалась от медали, поскольку боялась, что на вступительных экзаменах в вуз с нее спросят намного строже, чем с остальных абитуриентов.
Действительно, с таким отношением экзаменаторов можно столкнуться чуть ли не в каждом государственном высшем образовательном учреждении. Однако в первую очередь стоит обратить внимание на то, чем вызвано такое не всегда положительное восприятие медалистов: слишком уж много в настоящее время выпускников-отличников, причем зачастую их попросту "вытягивают" школьные учителя и директоры, поэтому медали теряют свой первоначальный блеск.
"Я вынуждена признаться, что многих медалистов "делают" директора школ, – заявила в интервью "Новым Известиям" преподаватель математики одной из столичных школ Галина Горячева. – Если раньше на одну школу был один-два медалиста, то сейчас и 10-15 не редкость. На мой взгляд, увеличению показателей способствуют, прежде всего, местные чиновники от образования. На окружных собраниях они поощряют школы, в которых много отличников. Мол, смотрите, как хорошо детей учат. Вот директора школ и поднимают свой авторитет за счет дополнительных отличников".
При этом способов "вытянуть" своего ученика на медаль превеликое множество. Одни учителя попросту завышают оценки "нужным" выпускникам, другие недвусмысленно намекают, что если ученик не приложит все усилия для получения медали, то скатится на тройки, третьи всеми правдами и неправдами отвлекают наблюдателей во время экзаменов, а четвертые вместо положенных шести академических часов позволяют отличникам писать сочинение в течение нескольких дней.
Естественно, истинную цену нынешним медалям знают и в вузах, отсюда – и соответствующее отношение, о котором упомянул министр образования. "Никаких иллюзий в отношении медалистов я не питаю – признает доцент кафедры налогов и налогообложения Российского торгово-экономического университета Наталья Малахова. – Все зависит от конкретного ребенка. Блестящие результаты в школе могут быть как показателем знаний, так и простым стечением обстоятельств. Я убеждена, что знать все предметы одинаково хорошо просто невозможно".
Учитывая все сказанное выше, позволим себе предположить, что представители большинства вузов согласятся с мнением Фурсенко. Но не исключено, что эти слова министра так и останутся словами, ведь речь об отмене льгот медалистам ведется уже не первый год. При этом чем чаще звучат подобные разговоры, тем больше критических стрел выпускается в адрес Министерства образования.
"Закрыть тот общественный институт, в котором завелась коррупция – это самый примитивный путь, – считает президент всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков. – Не все же медалисты "липовые". Многие детки действительно работали, старались, так почему они должны отвечать за игры взрослых? Ничего отменять не надо. Необходимо просто навести порядок в школах и независимых комиссиях. Ужесточить контроль за выпускниками, чтобы учителя не помогали им на экзаменах и не завышали оценки в течение года. Привести в соответствие программу вузов и старших классов, чтобы подростки не переутомлялись, работая в две смены – на уроках и на подготовительных курсах, и проблема будет решена".
Напомним, что школьная медаль гарантирует абитуриенту зачисление в вуз в случае сдачи первого вступительного экзамена на "отлично". Кроме того, если абитуриент останавливается в шаге от проходного балла (то есть не добирает один балл до той суммы, которая необходима для зачисления), то при свободных бюджетных местах его зачисляют на бесплатной основе. Поэтому немудрено, что за медали в последнее время развернулась настоящая борьба, и если указанные льготы отменят, то большинство старшеклассников останутся, мягко говоря, недовольными. В любом случае, решать Министерству образования.