|
С процедурной точки зрения все выглядит безупречно. Демократическое большинство в Конгрессе настаивает на том, чтобы решение о выделении средств на военные операции в Ираке принималось в одном пакете с резолюцией о сроках вывода американских войск из этой страны. Республиканцы оспаривают это требование, и в результате все вопросы, касающиеся оборонного бюджета, оказались заблокированы.
Между тем деньги, выделенные на ведение операций в Ираке и Афганистане, закончились 17 ноября. И поскольку нет никакой уверенности в том, что проблема пополнения военного бюджета будет решена в ближайшие дни, министр обороны США Роберт Гейтс рассматривает возможность частичной оплаты иракских и афганских расходов за счет средств, предназначенных на другие нужды. В то же время, согласно американским законам, военное ведомство не имеет права бесконтрольно перебрасывать средства между целевыми финансовыми счетами. Поэтому в Пентагоне уже подготовлен план, предусматривающий такие экстраординарные меры, как досрочное увольнение гражданских сотрудников, прекращение контрактов, сокращение военных баз и свертывание военных операций в Ираке и Афганистане.
Эта информация просочилась в СМИ после того, как в минувший четверг Джордж Буш провел в Пентагоне совещание с высшим военным руководством. Главными вопросами повестки дня этого собрания были состояние американских Вооруженных сил и военно-стратегическая ситуация в мире, а также долгосрочные потребности родов войск и меры по их дальнейшей модернизации.
Первого декабря президент США уделил проблеме финансирования Вооруженных сил значительную часть своего еженедельного радиообращения к нации. В частности, Буш указал на то, что проект военного бюджета был направлен Белым домом в Конгресс еще в феврале, однако вопрос до сих пор не решен. По словам президента, это промедление наносит удар по военному ведомству, от деятельности которого напрямую зависит безопасность граждан Америки. Подводя итог сказанному, Буш призвал Конгресс "предоставить финансирование для наших войск до того, как члены Конгресса уйдут на рождественские каникулы". То есть, исчерпав за девять месяцев возможности кулуарных переговоров, публично обвинил Конгресс в бездействии и потребовал прекратить саботаж, наносящий ущерб престижу и национальной безопасности США.
Вторая новость из Вашингтона касается изменения настроений военных элит относительно стратегии, которую следует использовать в отношении Ирана. Наблюдатели и ранее обращали внимание на публичные заявления представителей Пентагона, которые в последнее время существенно смягчили высказывания в адрес иранского руководства. Это было воспринято как признак того, что в ближайшем окружении Буша изменилась точка зрения на возможность силового решения проблемы Ирана.
Косвенным подтверждением этой точки зрения стали встречные сигналы из Тегерана, где также несколько снизили градус риторики. Руководство Исламской Республики заняло выжидательную позицию. На днях официальный представитель МИД Мохаммад Али Хосейни заявил, что Иран пока не готов к проведению нового раунда переговоров с США о ситуации в Ираке, поскольку ему нужно "много времени" для анализа итогов предыдущих раундов переговоров. Одновременно Али Хосейни отметил, что "целью участия Тегерана в этих консультациях является повышение безопасности в Ираке", и подчеркнул, что "диалог с США должен концентрироваться исключительно вокруг этого вопроса". Таким образом, руководство Ирана тянет время, пытаясь понять, насколько устойчивыми и перспективными являются последние веяния.
Этот вопрос отчасти прояснил бывший заместитель госсекретаря и представитель США в ООН Джон Болтон. По его мнению, в последнее время в военных и дипломатических элитах США действительно произошел "значительный сдвиг в сторону отказа от использования военной силы в Иране". По словам Болтона, мягкие заявления таких политиков, как председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Муллен и глава Центрального командования ВС США адмирал Уильям Фаллон, не самодеятельность, а отражение позиции госсекретаря США Кондолизы Райс и главы Пентагона Роберта Гейтса.
Главным двигателем этого процесса является, по мнению Болтона, Роберт Гейтс, сумевший предпринять конкретные шаги, нацеленные на снятие напряжения. В частности, именно Гейтсу удалось во время поездки на Ближний Восток летом этого года успокоить руководство Саудовской Аравии, Египта, Кувейта, Иордании и ОАЭ, убедив их в отсутствии у США намерений в ближайшее время нанести удар по Ирану. Более того, если верить американским СМИ, в конце сентября Гейтс встретился за закрытыми дверями с членам политического комитета Демократической партии и заверил их, что в ближайшее время войны в Иране не будет. Это заявление очень понравилось демократам и способствовало налаживанию взаимопонимания между ними и главой военного ведомства. Однако эта история не проясняет ситуацию с задержкой финансирования Пентагона.
Если сложить два эти сюжета и учесть тот факт, что сам Болтон всегда был сторонником силового давления на Иран, можно было бы предположить, что появление в СМИ информации о переговорах главы Пентагона с арабскими лидерами и демократами – донос на Гейтса, адресованный персонально Дику Чейни и Джорджу Бушу. Но если вспомнить о том, что в последнее время у США хватает проблем как на международной арене, так и в сфере внутренней политики, более правдоподобно выглядит версия, согласно которой Вашингтон готовится к изменению общего вектора своей политики на Ближнем Востоке. Речь идет о постепенном и как бы вынужденном – под давлением Конгресса – выводе военного контингента из Ирака и Афганистана и переводе отношений с Ираном в состояние вялотекущих переговоров.
В этот сценарий вполне вписывается история с уже готовым планом сворачивания американских баз и военных операций в Ираке, а пробуксовка утверждения военного бюджета в Конгрессе выглядит как откровенное давление на президентскую администрацию. Между тем пока совершенно не ясно, к чему приведут эти планы, то есть как отреагирует на них Джордж Буш, который всего полтора года назад анонсировал свой план демократизации Большого Ближнего Востока.