СССР едва не решил исход холодной войны

Часть проектов до сих пор не дают покоя Вашингтону

В США вспоминают пять самых громких военных проектов СССР, которые так и не были реализованы до конца – остались на бумаге или просто были заморожены, как бомбардировщик "Русская валькирия" Т-4. Самолет, близкого по характеристикам к которому нет у ВКС РФ даже сейчас.

Список открывают огромные линейные корабли "Советский Союз". В 1930-е гг. Сталин приказал построить большие океанские боевые корабли, которые должны были стать крупнейшими в мире и наводить ужас на врагов СССР. В те времена линкоры еще считались основной силой на флоте, а темпы индустриализации вполне позволяли осилить эту задачу.

Даже по современным меркам это должны были быть огромные корабли – 270 м длиной, 39 м шириной, полным водоизмещением 65 тыс. 150 тонн. Мощность шести котлов составляла 201 тыс. лошадиных сил.

Более того, "Советский Союз" мог стать первым российским авианосцем. Планировалось, что на его палубе будут базироваться четыре катапультных поплавковых гидросамолета КОР-1, вооруженных пулеметами и бомбами ФАБ-100. Сам корабль должен был получить мощную артиллерию, включая 406-миллиметровые морские пушки Б-37 и 100-миллиметровые зенитки Б-54.

 Стоимость строительства первых четырех линкоров составляла 1,18 млрд руб., и это была почти треть годового военно-морского бюджета СССР в 1940 году. Головной корабль "Советский Союз" заложили в Ленинграде на Балтийском заводе. А затем еще три – "Советскую Украину" в Николаеве, "Советскую Россию" и "Советскую Белоруссию" – в Молотовске (сейчас Северодвинск). Строить могли начать и раньше, но репрессии 1937 г. ударили по конструкторскому бюро. А затем началась война, и стране стало не до строительства огромных линкоров. 

Другой гигантский корабль – атомный авианосец "Ульяновск" – СССР не достроил не из-за войны, а потому, что просто перестал существовать. Корабль заложили в Николаеве в 1980-х. Тяжелый авианесущий крейсер был логичным продолжением серии авианосцев типа "Кречет", один из которых "Адмирал Кузнецов" сейчас является единственным российским кораблем этого класса.

"Ульяновск" был ответом американским "Нимиц", которые хозяйничали в те времена в двух океанах и Средиземном море. Стоимость корабля была колоссальная – 2 млрд советских рублей, у сегодняшней России средств и возможностей на постройку такого авианосца нет, проект "Шторм" так и был заморожен. Но на пике своего могущества СССР мог себе это позволить. Трехсотметровый корабль водоизмещением 80 тыс. т построили почти на 20%. Однако 1 ноября 1991 г. "Ульяновск" исключили из состава ВМФ, а затем Россия и Украина окончательно отказались от его строительства.

Интересно, что еще до этого СССР мог построить свой "Нимиц". Еще в 1976 г. в Невском ПКБ начали разрабатывать проект тяжелого атомного авианосца "Орел", на котором должны были базироваться МиГ-23К, Су-25К и Су-27К с возможностью запуска с поршневых катапульт.

Кроме самолетов, корабль планировалось вооружить 20 установками ракетного комплекса П-700 "Гранит". Можно представить, какой боевой мощью обладал бы этот авианосец. Но вместо головного "Орла" построили другой корабль – "Адмирал Кузнецов". Дело в том, что в 1976 г. не стало министра обороны маршала Гречко и министра судостроительной промышленности Бориса Бутомы. Оба они были сторонниками тяжелых атомных авианосцев, а вот сменивший Гречко Дмитрий Устинов продавил более легкие корабли проекта 1143.

Если посмотреть на модель "Орла", становится понятно, что он очень похож на американский авианосец. Ряд военных экспертов полагает, что если бы СССР тогда построил свой "Нимиц", создать его модернизированную версию было бы сейчас намного проще, и ВМФ РФ не пришлось бы гонять уже устаревшего "Адмирала Кузнецова". 

В последние годы Россия сильно укрепила свою армию, но до уровня СССР ей по-прежнему далеко. Во времена холодной войны Советский Союз отвечал практически на каждый выпад США. Одним из таких ответов было создание дальнего сверхзвукового бомбардировщика ХB-70 "Валькирия". Самолет, похожий на китайского дракона, разгонялся до скорости свыше 3,1 тыс. км/ч и поднимался на высоту свыше 23 километров. Фантастические характеристики для современного бомбардировщика. И СССР подготовил достойный ответ – Т-4, или изделие 100, "сотка". В США этот бомбардировщик так и назвали "Русская валькирия", так как оба самолета действительно похожи.

Предназначался Т-4, как и Ту-22, для уничтожения авианосных групп, а также ведения стратегической разведки. Самолет должен был нести две гиперзвуковые крылатые ракеты Х-42, которые разрабатывались специально для Т-4. Т-4МС вообще планировалось вооружить четырьмя X-42.

Корпус "Русской валькирии" сделали из титановых сплавов, во многом из-за этого стоимость Т-4 составила 1,3 млрд рублей. В итоге была построена лишь одна машина. Она успешно прошла испытания, и военные даже заказали 20 машин, но позже выбор был сделан в пользу более дешевых и простых Ту-22 и Ту-160. А Т-4 стал прототипом для гражданского Ту-144.

Примечательно, что носовой обтекатель Т-4 не имел остекления. Поэтому после его подъема в положение "сверхзвук" летчик ничего не видел внизу и был должен идти по приборам. В Ту-144 для летчиков все-таки сделали остекление.

Выбор читателей