Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Несмотря на то что действующим российским перехватчиком является МиГ-31, или "гончая", как называют самолет на Западе, в мире наибольшую известность приобрел его предшественник МиГ-25.
За все время Советский Союз произвел более 1 тыс. этих машин. Из них 80-90% послужили в ВВС СССР, остальные участвовали в многочисленных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке, сходясь в воздушном бою с F-14 и F-18. "Тридцать первому" такая биография и не снилась.
Тем не менее, по мнению журнала The National Interest, у МиГ-25 одна из самых трагичных судеб из всех истребителей. А все потому, что самолеты, против которых создавалась эта машина, США быстро сняли с вооружения.
В 1960-е гг., когда создавался перехватчик, предполагалось, что МиГ-25 благодаря своей скорости в 3 Маха будет преследовать и уничтожать сверхзвуковые американские бомбардировщики В-70 "Валькирия" и В-58 "Хастлер". Первый не был принят на вооружение из-за авиакатастрофы 8 июня 1966 г., а "Хастлер" со своими пятью термоядерными бомбами оказался не самой удачной разработкой, так как летал со сверхзвуковой скоростью недалеко, всего на 800 километров. Кроме того, машина В-58 оказалась крайне сложной в управлении, из-за чего часто гибли пилоты.
В итоге у "выпущенного на свободу" МиГ-25 не оказалось противника. И СССР создал ему репутацию опаснейшего истребителя в мире. Однако после того, как летчик-предатель Виктор Беленко угнал самолет в Японию, где его подробно изучили американцы, стало ясно: несмотря на высокую скорость, из-за особенностей планера машина недостаточно маневренная, особенно на малых высотах. Для истребителя это серьезный недостаток. Но ведь машина и не создавалась для этого, ее делали для перехватов на огромных скоростях. А начали использовать самолет как фронтовой истребитель.
МиГ-25 применялся в Ливане, в арабско-израильских войнах в составе ВВС Египта, Каргильской войне между Индией и Пакистаном, в ирано-иракской, в ходе войны в Персидском заливе. А также в Ливии и Сирии совсем недавно.
Хотя МиГ-25 досталось от F-14 в ходе той же ирано-иракской войны, западные эксперты в целом оценивают его службу на "хорошо", если не на "отлично". Именно "двадцать пятый" сбил F/A-18 во время войны в Персидском заливе. Пока это последняя боевая потеря ВВС США в ходе воздушного боя. В 2002 г. иракский МиГ-25 сбил беспилотник США MQ-1 Predator.
Что касается СССР, то он не мог применить самолет для тех задач, для которых тот создавался. Как считают авторы NI, если бы русские лучше знали планы американцев, они разработали бы многоцелевой истребитель, поэтому весь проект с самого начала был ошибкой.
Но благодаря этой "ошибке" появился МиГ-31, лучше оснащенный технически, – машина до сих пор в строю. Кроме того, как это ни парадоксально звучит, "оказал услугу" самолет и американцам. Как ответ МиГ-25 США разработали F-15, который до сих пор считается одним из самых опасных истребителей. Советский Су-27 во многом был ответом на "пятнадцатый". Тогда Советский Союз и Америка уже понимали, что будущее за многоцелевыми истребителями.
Брюссель знает, чего хочет