Покойников оставят без пенсий

Фонды требуют вернуть деньги, переведенные умершим клиентам

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) "Благосостояние" судится со Сбербанком и ВТБ за выплаты своим умершим клиентам. Банки автоматически списали деньги со счетов фонда и перевели их на карточки пенсионеров, которые к тому моменту уже скончались.

НПФ потребовал у банков вернуть эти деньги, но те ответили отказом. Тогда "Благосостояние" решило добиваться справедливости. Дело слушается в Арбитражном суде Москвы.

По словам заместителя исполнительного директора "Благосостояния" Ивана Волкова, фонд оспаривает сделки по списанию и зачислению средств "как совершенные под влиянием существенного заблуждения" - в НПФ не знали и не могли знать о смерти пенсионера.

Однако у банков своя правда. "Банк не является участником правоотношений по выплате пенсий, а выступает стороной договора банковского счета (вклада), заключенного с клиентом", - приводит "КоммерсантЪ" объяснения пресс-службы Сбербанка. Деньги списываются со счетов без согласия клиента только по решению суда или на основе договора между банком и клиентом.

В ВТБ говорят, что "при перечислении пенсионных средств на счета застрахованных лиц банк выполняет расчетную функцию, действуя по поручению соответствующих пенсионных фондов". При этом родственники умершего клиента не знают ПИН-код и не могут снять деньги с карты.

В "Благосостоянии" отмечают, что не только хотят вернуть через суд свои кровные, но и "сформировать практику подобных дел для ускорения возврата переплат и в перспективе досудебного решения подобных споров". "Ряд судебных решений в пользу фондов сделает процедуру возврата нормой", - подчеркивает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко.

Выплаты в системе негосударственного пенсионного обеспечения получают более 1,5 миллионов человек. И если Пенсионный фонд России оперативно получает информацию о смерти клиентов и прекращает перечислять деньги, то родственники умершего клиента НПФ зачастую не торопятся ставить фонд в известность. Иногда по незнанию, иногда умышленно. При этом, если выплаты по пенсионному плану клиента были пожизненными, а не срочными, прав на их получение после смерти клиентов у родственников нет - средства должны идти в резерв НПФ.

Расходы на переплаты умершим клиентам НПФ приходится компенсировать из своего кармана. По имеющимся данным, ежегодно фонды теряют на этом до 1 млрд рублей. С 1 января 2018 г. НПФ смогут обращаться к Единому реестру данных ЗАГС, чтобы узнавать, кто из клиентов жив, а кто - нет (соответствующие законодательные поправки уже подготовлены Центробанком). Пока же фондам приходится делать запросы о каждом клиенте в МВД. Это снижает риск переплат, но не снимает проблему полностью.

Впрочем, юристы отмечают, что вернуть деньги без судебных исков НПФ в любом случае не удастся. Ведь возврат денежных средств вне решения суда будет являться нарушением законодательства о банковской деятельности.

Выбор читателей