Россиянам оставили право на комплименты

Почему у нас в стране не раздуваются секс-скандалы

Скандал с американским кинопродюсером Харви Вайнштейном набирает обороты. Его совсем недавно процветающая компания The Weinstein Company разорилась, а реальных покупателей на нее, по данным wsj.com, не нашлось. Вот так любвеобильный продюсер наказан за свои похождения. Отметим, что наказан без суда юридического, а исключительно за счет общественного порицания и раздутой кампании в СМИ.

Прямо скажем, такое возможно только в США. Там и в других делах не ищут доказательств, когда голословные обвинения соответствуют чьей-либо цели. Поэтому с Вайнштейном оказалось все так просто: одна актриса заявила, что продюсер ее домогался, другая сообщила, что 15 лет назад выслушала непристойное предложение, третья подтвердила, что получила роль через постель. И все. Вайнштейн разорен, его ниша в Голливуде свободна для новых лиц (вот увидите, пройдет пара лет, и станет известно, кому все это надо было), а потускневшие звезды киноэкранов урвали свою минуту славы в прессе.

Однако то, что легко в США, не пройдет там, где люди привыкли опираться на факты. Поэтому, например, история с депутатом Леонидом Слуцким не получила того скандального развития, на который надеялись насмотревшиеся американских телепрограмм деятели в России. Напомним, что Слуцкого в домогательствах обвинили не в лицо и тем более не через заявление в полицию. О непристойном поведении парламентария сообщила журналистка телеканала "Дождь" во время эфира с главой партии ЛДПР, в которую входит Слуцкий, Владимиром Жириновским. Тот отреагировал четко: разберемся, виновен – накажем.

Под шумок еще несколько журналисток вспомнили, что депутат и к ним приставал. Известно, что все эти истории будут рассмотрены в думском комитете по этике после 18 марта. Но заметьте – шумихи вокруг Слуцкого и нравов в Госдуме у нас в стране не возникло. Почему? Правильно, потому что нет доказательств. И потому что, когда доказательства есть, оскорбленная женщина (или мужчина, неважно) их несут в суд, а не в СМИ. А еще потому, что в России исстари повелось отличать заигрывания от домогательств и галантность от мужского шовинизма.

Попробуйте открыть перед коллегой-американкой дверь в офис: тут же на стол руководству ляжет жалоба о процветании гендерного неравенства. И уж, не дай бог, боссу там сделать комплимент типа того, как прекрасно новое платье подчеркивает фигуру подчиненной. А у нас? Все ровно наоборот. Коллега не придержал дверь? – Где воспитывали этого хама? Не заметил начальник новую прическу секретарши? – На, получи кофе без сахара.

Потому что в России женщина всегда остается женщиной, чью привлекательность и нежность могут и должны ценить окружающие. Это не значит, что к понравившейся даме можно приставать. Но сообщить ей, как хорошо она сегодня выглядит, – что в этом криминального? А дальше женщина вольна сама делать выбор, чем ответить на комплимент.

В Европе, кстати, многие дамы аналогично смотрят на ситуацию. К примеру, известная французская актриса Катрин Денев выступила против кампании массового преследования мужчин, которая началась после скандала с Вайнштейном.  

"Изнасилование – это преступление. Но настойчивый или неуклюжий флирт не является нарушением, как галантность не представляет собой агрессивный мачизм", – говорится в опубликованном в Le Monde открытом письме, которое подписала и эта признанная красавица из мира кино, и писательница Катрин Милле, и еще сотни известных француженок.

По их мнению, пуританство – это оборотная сторона похоти. Лишать мужчину карьеры лишь за то, что он приобнял вас за плечо или сделал предложение, на которое вы не собираетесь отвечать согласием, – это такое же лишение общества сексуальной свободы, как это делают религиозные фанатики.

В России, впрочем, как раз сексуальную раскованность всегда путали с распущенностью, поэтому не поощрялось ни то, ни другое. Но даже во времена, когда в СССР не было секса, генсек Леонид Ильич Брежнев приветствовал поцелуями и товарищей по партии, и зарубежных коллег. И никто, надо заметить, не думал, что советский руководитель к ним грязно пристает.

Кстати, насчет того же Вайнштейна. Актриса Мерил Стрип сообщила, что по отношению к ней продюсер никогда не вел себя неподобающе. Конечно, она не оправдывает насилие и агрессию, но, возможно, Вайнштейн – не такой уж и кобель, который сам бросается на все, что шевелится. 

Выбор читателей